Краеведение. Статьи и публикации


Городу Елабуге — 200 лет


В 2007 году Елабуга отметила 1000-летие.

А несколько ранее — другой юбилей: 200-летие. Фотографий и документов от того скромного события осталось мало. Мы не раз упоминали изданную тогда книгу «Здравствуй, Елабуга» и опубликовали набор цветных открыток той поры — «Елабуге 200 лет».

Недавно к нам попал ещё один документ того времени — листовка под названием «В сентябре 1980 года городу Елабуге — 200 лет!».

Опубликовано 7 марта 2014 года.


Покровская церковь

Альбом одной фотографии

Фотография эта давно знакома тем, кто интересуется историей нашего города. Неизвестный нам, но, скорее всего, елабужский фотограф запечатлел Большую Покровскую улицу на месте её пересечения с улицей Сарапульской (Тугарова) неподалёку от Покровской церкви. О сюжете снимка следует сказать, что место это, столь неброское с виду, насквозь пронизано и насыщено елабужской историей.

Опубликовано 24 июля 2013 года.


Женская гимназия и аптекарский магазин Н.Ватеркамф

Альбом одной фотографии

Улица Казанская получила привычный для нас облик во второй половине XIX века. До этого проложенная в конце XVIII века Казанская имела деревянную и преимущественно жилую застройку. Но после пожара 1850 года, который уничтожил большую часть города, здесь начали строить каменные дома с торговыми лавками и магазины, в результате чего улица и приобрела тот деловой и торговый характер, который сделал её фактическим центром города.

Опубликовано 14 июля 2013 года.


Многое покрыто тайной

Н.Крапоткина

В 1994 году елабужская газета «Новая Кама» опубликовала небольшую заметку, в которой я высказал сомнения о том, что могила Н.А.Дуровой сохранилась. В той публикации я рассказал, как в 1975 году на Троицком кладбище прокладывали траншею и выкидывали останки захороненых на нём елабужан. В памяти моей осталось, что траншея проходила как раз там, где в 1993 году был установлен памятник Н.А.Дуровой.

Опубликовано 6 июля 2013 года.


Троицкое кладбище


Мы не знаем, когда именно было основано елабужское Троицкое кладбище. Официальная версия, которая опирается на утверждения Николая Ивановича Шишкина, называет 1770 год. Последний в книге «История города Елабуги с древнейших времен» писал, что «...в 1770 году кладбища отведены за город, и при кладбище устроена деревянная церковь...» Правда, Елабуга тогда ещё не была городом, но, тем не менее, на информационной доске, установленной у входа на бывшее кладбище, указано, что оно действовало с 1770 по 1892 годы.

Опубликовано 3 июля 2013 года.


Троицкая кладбищенская церковь

Альбом одной фотографии

Описывая Елабугу второй половины 1860-х годов, состояние которой он называет «цветущим», Иван Васильевич Шишкин говорил, что город производит «приятное впечатление». «Вы, — пишет он, — увидите на довольно-большом возвышении набережную города, на которой стоят одна за другою и почти в равном друг от друга расстоянии четыре каменные церкви, хорошей архитектуры, и тянутся по одной линии с набережной и течением Камы».

Пейзаж этот почти не изменился с тех пор. И сейчас, подплывая к городу по Каме, особенно с низовий, первое, что видишь, это — вытянувшиеся в одну линию храмы: Спасский собор, Никольскую и Покровскую церкви. А вот четвёртой «каменной церкви», стоявшей раньше с ними в одном ряду и самой необычной по своему архитектурному облику, елабужской Троицкой церкви, равно как и городского кладбища, где она стояла, давно уже не существует.

Опубликовано 28 июня 2013 года.


Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь

Альбом одной фотографии

Лет несколько тому назад к нам в руки попали сканы, сделанные с негативов, выполненных на стеклянных пластинах большого размера. Это были фотографии с видами дореволюционной Елабуги. Качество их было потрясающим: снимки можно было разглядывать почти без конца, открывая всё новые и новые подробности и детали.

Ниже мы публикуем первую из этих фотографий вместе с несколькими фрагментами, позволяющими рассмотреть детали снимка. На ней запечатлён Елабужский Казанско–Богородицкий женский монастырь.

Опубликовано 21 июня 2013 года.


Обозрение Вятской епархии

Архимандрит Иосиф

В 1867 году на страницах журнала «Вятские Епархиальные Ведомости» был опубликован обширный очерк «Обозрение Вятской епархии», подписанный инициалами А.И. Это объёмное произведение печаталось в четырёх номерах журнала (который выходил два раза в месяц), начиная с конца августа и по ноябрь — в №№ 16-18 и 21.

В очерке подробно описывалось путешествие епископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева), имевшее целью непосредственное знакомство с епархией, которую он возглавил незадолго до того — в 1866 году. В этой длительной поездке, продолжавшейся 22 дня, его сопровождал архимандрит Иосиф. Он же и скрывался за инициалами А.И., которыми был подписан очерк.

Опубликовано 15 июня 2013 года.


Иван Васильевич Шишкин, гражданин г.Елабуги

В.К.Магницкаго

Представляем вторую статью В.К.Магницкого о Шишкине — «Иван Васильевич Шишкин, гражданин г. Елабуги». Значительно большая по объёму, чем первая, эта работа даёт нам представление о рукописном наследии Ивана Васильевича, с которым — ещё по свежим следам — имел возможность ознакомиться Василий Константинович Магницкий.

Именно в этой статье В.К.Магницкий предпринял попытку текстологического анализа книги И.В.Шишкина и пришёл к выводу, «что рукописи П.Н.Кулыгинскаго и послужили материалом для истории г. Елабуги И.В.Шишкина». Затем выводы эти были повторены авторами антологии «Краеведы Елабуги» (2007 г.).

Опубликовано 9 июня 2013 года.


Иван Васильевич Шишкин. 1792-1872

В.К.Магницкаго

В начале 1890-х годов XIX века на страницах «Календаря Вятской губернии» были опубликованы два биографических очерка, посвящённых личности Ивана Васильевича Шишкина.

Их автор Василий Константинович Магницкий (1839-1901) больше известен как этнограф и фольклорист, посвятивший жизнь изучению культуры и быта чувашского народа. Но в довольно непростой биографии учёного был эпизод, когда с 1890 по 1894 годы он служил инспектором народных училищ в Елабужском уезде и жил, по всей видимости, в Елабуге — фактически в ссылке, как считал он сам и как думали его друзья.

Опубликовано 5 июня 2013 года.


Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году


«Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году» — один из самых любопытных и уникальных источников по истории нашего города.

Автобиография И.В.Шишкина была издана Елабужским государственным музеем–заповедником в 2007 году к празднованию 1000-летия Елабуги. Это было «подарочное» издание, предназначенное для вручения почётным гостям и чиновникам, изданное мизерным тиражом то ли 200, то ли в 300 экземпляров (в самой книге тираж не указан).

Опубликовано 26 мая 2013 года.


История города Елабуги

И.В.Шишкин

В письменной истории Елабуги существуют произведения, давно ставшие на местном уровне хрестоматийными. Естественно, что их необходимо знать каждому, кто интересуется прошлым нашего края.

Ниже мы публикуем хрестоматийную для нашей историографии книгу Ивана Васильевича Шишкина «История города Елабуги», изданную впервые в 1871 году в Москве «В Синодальной Типографии, на Никольской улице». Вторично её переиздали репринтом в Елабуге в 1991 году. Но сегодня оба варианта издания практически недоступны обычному читателю.

Опубликовано 18 мая 2013 года.


Елабуге 200 лет


В 1980 году Елабуга отметила своё 200-летие. Дата эта была основана на указе императрицы Екатерины II от 1780 года, согласно которому Елабуга получила статус города. Юбилей прошёл скромно, если не сказать — почти незаметно.

От 200-летия не осталось ни памятников, ни новых музеев. Вообще о том, что юбилей этот на самом деле был, сегодня напоминают только два небольших издания: книга «Здравствуй, Елабуга», которая до сих пор служит пособием для экскурсоводов и неизменным источником для составления путеводителей в Елабужском государственном музее-заповеднике, и набор открыток, посвящённый городу того времени, который назывался «Елабуге 200 лет».

Опубликовано 12 марта 2013 года.


Камские пираты. Очерки из истории Елабужского края и Прикамья XVIII-XIX веков

Алексей Куклин

Сейчас без специальных архивных исследований сложно сказать, в какой мере имели отношение к речным разбойникам жители Елабуги XVII-XIX веков. Прямых свидетельств об этом в опубликованных источниках не существует, да и репутации разбойничьего гнезда у Елабуги никогда не было. Но некоторые, пусть и скудные, отголоски в рассказах очевидцев, легендах и документах всё-таки сохранились.

В представленных очерках на основе доступных материалов предпринята попытка рассказать об одной из сторон нашей речной истории — о камском пиратстве. Там, где было возможно, предпочтение отдавалось материалам XVIII века, касающимся либо Прикамья, либо непосредственно Елабуги.


Приключения Костылева в Елабужской округе зимой 1774 года


В начале 1774 года полковник казанскаго адмиралтейства А.И.Свечин представил вышестоящему начальству рапорт, основанный на показаниях некоего Костылева, о котором мы, к сожалению, практически ничего не знаем, кроме того, что он был грамотным человеком. Этот любопытный документ описывает невольные похождения Костылева, попавшего в плен к пугачёвским повстанцам в январе 1774 года и ездившего вместе с ними по Елабужской округе.


Сказка о том, как штурмовали Елабугу

Кирила Михайлова сына Пестерева

Перед нами показания елабужского крестьянина о приступах (штурмах) со стороны пугачёвских повстанцев, которые пережила Елабуга в январе 1774 года. Небольшого пояснения требует слово «сказка», которым обозначен жанр представленного документа. В делопроизводстве XVIII века оно имело значение «точного описания», «достоверного показания», предоставляемого по какому-либо вопросу.


Пугачёвцы на Коринском медеплавильном заводе


В 1974 году в Ижевске вышла книга «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии. Сборник документов и материалов». Она была составлена как из вновь выявленных архивных документов, так и из материалов, которые хотя и публиковались ранее, но в изданиях, мало доступных не только обычным читателям, но и специалистам. Некоторые из представленных в этом сборнике документов имели прямое отношении к истории Елабуги.


Как танаевского старосту били в Елабуге

Репорт Сумиена Васильева

В 1937 году в Москве вышла книга «История Татарии в материалах и документах». Это был сборник, составленный из систематизированных по тематическим разделам отрывков и цитат из произведений различных авторов. Кроме того, в этом издании были впервые опубликованы многочисленные документы из Татцентрархива, относящиеся к XVII-XIX векам. Непосредственное отношении к истории Елабуги из всей книги имел только один документ 1774 года, который мы и приводим ниже.


Прикамские юродивые

Григорий Верещагин

«Прикамские юродивые» — один из елабужских очерков известного удмуртского литератора и учёного Г.Е.Верещагина (1851-1930), опубликованный весной 1909 года в «Вятских Епархиальных ведомостях».

Перед нами совершенно уникальный текст по истории Елабуги. По своей тематике и нигде более не встречающимся деталям и подробностям из жизни и быта елабужан, которых Григорий Егорович упорно называет елабужцами, очерк этот не имеет аналогов и абсолютно ни с чем не сопоставим во всей исторической и этнографической литературе о Елабуге, которая дошла до нашего времени.


Елабужское Чортово городище

Григорий Верещагин

Григорий Егорович Верещагин (1851-1930) известен как родоначальник удмуртской национальной литературы, её первый поэт, прозаик и драматург. Помимо того, он много и успешно работал в сфере удмуртской этнографии, фольклористики и лингвистики.

Среди обширного научного и литературного наследия Г.Е.Верещагина непосредственно к нашему городу относятся два очерка: «Елабужское Чортово городище» и «Прикамские юродивые». Ниже мы публикуем первый из них.


Троицкая деревянная церковь

Алексей Куклин

Троицкое кладбище известно всем елабужанам. Когда-то оно располагалось на окраине, а теперь оказалось едва ли не в самом центре города, между его старой и новой частями. Раньше здесь стояла самая красивая церковь Елабуги. От неё остался только фундамент. Некрополь и храм были уничтожены в годы советской власти.

Троицкое кладбище было основано в конце XVIII века. Елабужские историки и краеведы в один голос твердят, что до каменной здесь стояла деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. И совершенно уверены, что она была перенесена на кладбище из упразднённого мужского монастыря, располагавшегося на городище. Но в монастыре на момент его закрытия никакой Троицкой церкви не существовало, следовательно, и переносить на новое место было нечего.


Радищев и Елабуга

Алексей Куклин

Любому, кто заинтересуется нашим городом и его историей, непременно перечислят ряд имён тех знаменитостей, кто побывал в Елабуге. Подразумевается, и не без оснований, что имена эти каким-то образом придают значимости городу.

Радищев, автор широко известного и никем не читаемого «Путешествия из Петербурга в Москву», — один из подобных исторических сувениров местного производства.

Но, несмотря на ставшее общим местом утверждение: «В 1797 году Елабугу посетил А.Н.Радищев», — Радищев в Елабуге никогда не был.

Опубликовано 25 февраля 2012 года.


Фёдор Фёдорович Лях. Штрихи к портрету

Алексей Куклин

Недавно и, как это обычно бывает, совершенно случайно я наткнулся на небольшую статью о Фёдоре Ляхе, опубликованную почти полвека тому назад в 1962 году в журнале «Огонёк». Нельзя сказать, что эта небольшая по объёму публикация проясняет какие-то существенные моменты в биографии Фёдора Фёдоровича, но, тем не менее, она даёт нам несколько живых штрихов к его портрету. Сама заметка была посвящена, как пишет её автор, «первому оригинальному произведению» Фёдора Фёдоровича Ляха, скульптурной композиции «Кавалерист-девица».

Опубликовано в апреле 2011 года.


Приплыли в Елабугу на собственном доме

Материал записала и подготовила Людмила Пахомова

Ещё одна публикация жанра «устной истории», живо рисующая детали жизни простых людей в 30-е и 40-е годы ХХ века.

Статья была опубликована в газете «Новая Кама» 16 мая 2008 г.


Котловские корни

Материал записала и подготовила Людмила Пахомова

По существу данная публикация представляет собой особый жанр «устной истории», рассказанной живыми людьми.

Остаётся только сожалеть о том, что в российском краеведении жанр этот не пользуется особой популярностью, если не сказать точнее – вовсе отсутствует.

Статья была опубликована в газете «Вечер Елабуги» 17 мая 2006 г.


Французские ветви древа Дуровых

Людмила Пахомова

Интервью с Анной Кребс, праправнутачатой племянницей кавалерист-девицы, взятое во время праздновании 225-летия со дня рождения Н.А. Дуровой в Елабуге в 2008 году.


Высокое предназначение

Людмила Пахомова

В статье рассказывается о праздновании 225-летия со дня рождения Н.А. Дуровой в Елабуге в 2008 году.


Божелесье великого художника

Людмила Пахомова

В 2007 году Елабуга с размахом, – конечно не питерским и не казанским, – но всё-таки с грандиозным по провинциальным меркам размахом отмечала своё 1000-летие.

А началось всё это ещё зимой, в январе, когда в городе прошли торжества, посвящённые 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина.

В рамках шишкинских дней в Елабуге состоялась и научная конференция. Статья о ней первоначально была написана для газеты «Вечер Елабуги», но по ряду причин вышла там в сильно урезанном и сокращённом виде.

Здесь мы публикуем её в полном виде.


«Касимовский листок» Н.И.Шишкина

Павел Трибунский

Николай Иванович Шишкин, автор книги «История города Елабуги с древнейших времен», которая была издана в елабужской печатне И.Н.Кибардина в 1902 году (а не в 1901, как указывают местные историки) и переиздана в 2007 году Елабужским государственным музеем-заповедником, — одна из наиболее загадочных фигур в прошлом нашего города. До сих пор о нём ничего не было известно, кроме того, что он автор книги «Истории города Касимова с древнейших времен», книги о Елабуге с аналогичным названием, а также того, что в предисловии к последней он подписался священником.

Небольшая статья профессионального историка Павла Александровича Трибунского, опубликованная в 2009 году, знакомит нас с некоторыми фактами биографии этой весьма своеобразной личности рязанского мещанина, в возрасте 35 лет ставшего ещё и историком Елабуги.


Миссионерско-педагогический дневник старокрещенаго Татарина

Василий Тимофеев

Во время поиска в дореволюционных изданиях публикаций, где упоминается Елабуга, я наткнулся на большой очерк под названием «Миссионерско-педагогический дневник старокрещенаго татарина». Он был напечатан в ноябрьском выпуске «Журнала Министерства народного просвещения» за 1868 год.

Прочитав его, я был поражён, — передо мной предстал уникальный, неожиданный по фактуре и чрезвычайно интересный текст, описывающий жизнь и быт крещённых татар Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Более того, почти в трети своего объёма он был посвящён описанию поездок автора по нашему краю (Елабуга, Елово, Умяк, Челны, Бетьки, Круглое Поле), а также его встречам с «пожилым старцем» Иваном Васильевичем Шишкиным и представителями династии Стахеевых.


Елабужский родник

Алексей Николаев

В 1986 году, четверть века тому назад, журнал «Смена» опубликовал замечательный очерк московского журналиста Алексея Николаева о Шишкиных — знаменитом художнике и менее известном широкой публике, но не менее выдающемся для своего времени и своей среды отце его, Иване Васильевиче Шишкине. С той поры текст этот ни мало не устарел.


Тихая Елабуга

Сергей Жилин

Очерк ижевского писателя и журналиста Сергея Жилина, посвящённый эпизодам елабужской жизни после первой русской революции. Материал написан на основе елабужских газет начала ХХ века, найденных автором в Музее истории и культуры Среднего Прикамья г.Сарапула и Центрального государственного архива Удмуртской республики.


Фёдор Лях: из творческого наследия


После публикации статьи «Фёдор Фёдорович Лях. Штрихи к портрету» нам в руки попал небольшой буклет под названием «Московские художники. Ф.Ф.Лях». Точнее говоря, подлинник буклета мы и в глаза не видели, а вот цифровые фотоснимки с него нам предоставил елабужский краевед Андрей Иванов. Буклет был издан Московским отделением Союза художников (МОСХ) в издательстве «Советский художник» в 1988 году. Он содержит пять чёрно-белых репродукций произведений Ф.Ф.Ляха, его небольшой портрет и очень краткую биографию.


Елабуга. Начало ХХ века

Из архива М.К.Петрова

В апреле 2009 года в наши руки попал старинный альбом с подлинными фотографиями Елабуги начала ХХ века. Альбом этот, как и коллекция хранившихся в нём фотографий, принадлежали покойному и хорошо известному елабужанам старшего поколения фотографу Михаилу Карповичу Петрову, который много лет проработал в Елабужском пединституте. Альбом вместе с фотографиями был любезно предоставлен нам вдовой Михаила Карповича — Александрой Григорьевной Петровой.


Кама и Урал (Очерки и впечатления)

Василий Иванович Немирович-Данченко

В 1890 году в издательстве А.С.Суворина вышла книга, настоящий фолиант в 770 страниц объёмом, — «Кама и Урал (Очерки и впечатления)». Её автором был очень популярный в той России писатель и журналист Василий Иванович Немирович-Данченко.

Для нас, в связи с историей нашего города и края, непосредственный интерес представляют три очерка из этой книги — «Опять леса», «За Елабугой» и «Челны и Пьяный-Бор», в которых Василий Иванович описывает своё плавание на пароходе по Каме от Рыбной Слободы до Пьяного Бора. И хотя непосредственно в самой Елабуге он не был, а видел её только с палубы парохода, тем не менее, его очерки достаточно живо рисуют Прикамье, занятия, повседневность и характеры живших здесь людей, в том числе елабужских крестьян и купцов.


Елабуга. 1950-е и 1970-е годы. Часть третья

Из альбома Михаила Кирсанова

Последний альбом с фотографиями Елабуги первой половины 1950-х и несколькими фотографиями 1970-х годов из семейной коллекции М.Н.Кирсанова.

В этой подборке представлены Кама и Чёртово городище, Петропавловское и японское кладбища, пединститут и овраги на северной окраине города.


Елабуга. 1950-е годы. Часть вторая

Из альбома Михаила Кирсанова

Продолжение предыдущего альбома с чёрно-белыми фотографиями Елабуги первой половины 1950-х годов.

Подборка представляет собой републикацию фотографий из семейной коллекции М.Н.Кирсанова, чьи детство и юность были связаны с нашим городом. В альбоме есть несколько уникальных фотографий, в частности — могилы Н.А.Дуровой и дома Шишкиных.


Елабуга. 1950-е годы. Часть первая

Из альбома Михаила Кирсанова

В альбоме представлены фотографии Елабуги первой половины 1950-х годов.

В такую Елабугу — с гужевым транспортом, мощёными бутовым камнем дорогами и тротуарами, с деревянными воротами и заборами, гуляющими по улицам гусями и курами — словом, именно в такую российскую — вятскую — провинцию попала Марина Цветаева в 1941-м году. Конечно, на этих фотографиях мы видим не 40-е годы, но Елубуга 50-х мало чем отличалась от Елабуги 40-х. Время тогда стояло. Город потихоньку дряхлел после революции, но практически не менялся, — разве что несколько мостов и храмов разрушили… В такой, в той Елабуге прошли детство и юность нашего замечательного — вятского, елабужского — писателя Станислава Романовского.


[От Сарапула до Свиных Гор]

И.Н. Сырнев

В начале ХХ века один за другим выходили в свет тома капитального издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей». Издавались эти роскошные книги большого формата под редакцией Вениамина Петровича Семёнова (1870-1942) и под общим руководством Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (1827-1914; вице-председатель Императорского Географического Общества, отец Вениамина Петровича Семёнова), а также профессора Владимира Ивановича Ламанского (1833-1914; председатель отделения этнографии Императорского Русского Географического Общества).

Так как тома «России» издавались не по порядковым номерам, а по мере их готовности, то последним вышедшим был «Том пятый. Урал и Приуралье», где и содержалось описание Елабуги. Словом, в отношении этого очень богатого фактическими материалами издания нам просто повезло — Прикамье и Елабуга успели-таки выйти в свет.


Пугачевцы и Пугачев в Тресвятском-Елабуге в 1773-1774 гг.

П.Н. Кулыгинский

Очерк Петра Кулыгинского, священника елабужского Спасского собора, представляет собой единственный повествовательный, а потому чрезвычайно ценный исторический документ о событиях периода пугачёвщины в Елабуге. Как сообщает сам автор, его труд был написан на основе воспоминаний тех жителей города, которые были свидетелями и участниками этих событий.

Все последующие описания пучёвского периода местными краеведами Елабуги являются не более чем пересказами повествования Петра Кулыгинского, менее талантливыми и в значительной степени более сухими.


Экспедиция в Сибирь. 1919

Томас Генри Джеймсон

В годы Гражданской войны в Елабуге самым неожиданным образом пересеклись судьбы многих необычных и выдающихся людей.

Среди них была небольшая группа солдат и офицеров английской Королевской морской пехоты, воевавших в Камской речной флотилии на стороне адмирала Колчака и участвовавших в боях за Елабугу.

Небольшая по объёму, живая по языку и насыщенная фактами книга воспоминаний капитана Королевской морской пехоты Томаса Джеймсона была издана на английском языке в 1987 году обществом «Royal Marines Historical Society».



Наверх