Покровская церковь
Альбом одной фотографии
Фотография эта давно знакома тем, кто интересуется историей нашего города. Да и у нас она была опубликована в альбоме «Елабуга. Начало XX века». Правда, в прошлый раз источником публикации послужил отпечаток этого снимка, а сейчас мы предлагаем читателям скан, выполненный с негатива большого формата.
Главный и единственный плюс этого варианта — его качество и размеры, позволяющие рассмотреть множество деталей.
Неизвестный нам, но, скорее всего, елабужский фотограф запечатлел Большую Покровскую улицу на месте её пересечения с улицей Сарапульской (Тугарова) неподалёку от Покровской церкви.
О сюжете снимка следует сказать, что место это, столь неброское с виду, насквозь пронизано и насыщено елабужской историей.
Площадь Покровской церкви — древнее ядро Елабуги, с которого во второй половине XVI века и начался наш город. Первое известное упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы относится к 1617 году. В XVII веке здесь был административный и торговый центр пограничного села, здесь же, при храме, находилось и кладбище. Понятно, что от XVI, XVII и даже XVIII века давно ничего не осталось, но вот век XIX, который мы видим на фотографии, пока ещё сохранился, если и не в своём первозданном виде, то хотя бы в значительной степени.
Раньше здесь и в самом деле была площадь, как практически перед всяким храмом, особенно в провинции. Обычно на таких площадях, кроме крестных ходов по большим церковным праздникам, проходили ярмарки или торжки. Так было и в Елабуге — ежегодно в июле жители окрестных сёл и деревень съезжались к Покровской церкви на ярмарку. В 1846 году здесь даже запланировали установить торговые ряды, которые, правда, потом так и не построили. Зато сохранилась пара рисунков известного художника Карла Гуна, запечатлевших ярмарку у Покровской церкви в 1862 году.
Священники, как правило, жили вблизи храмов. Так, в начале XIX века настоятель Покровской церкви Никита Кулыгинский, при котором обветшавшая деревянная церковь была заменена каменной, построил на углу Большой Покровской и Сарапульской улиц деревянный дом. В этом доме жил потом его сын, Пётр Никитич Кулыгинский, автор замечательных очерков по истории Елабуги, написанных отчасти по рассказам и воспоминаниям его отца.
В 1862 году, через семь лет после смерти П.Н.Кулыгинского, дом его выкупил у вдовы покойного купец Д.И.Стахеев. Хотелось бы думать, что сохранившийся до наших дней большой двухэтажный дом в восемь окон по восточному фасаду и в пять — по южному и есть тот самый, где когда-то жил первый историк Елабуги. Но вряд ли обычные провинциальные священники были настолько богаты, чтобы построить такой особняк. Скорее всего, дом этот был построен во второй половине XIX века Д.И.Стахеевым на месте купленного им дома Кулыгинских.
В 1902 году другой Стахеев, инженер Фёдор Васильевич, построил в Елабуге электростанцию. И в начале ХХ века в городе появилось электрическое освещение. Но на елабужские улицы оно пришло позже, чем в дома. На фотографии мы видим столб с укреплённым на нём фонарём довольно сложной конструкции, снабжённым ещё и механизмом для спуска и подъёма. Однако, несмотря на то, что разместился он на столбе с электрическими проводами, это не электрический, а керосиновый калильный фонарь — уникальная вещь, вполне заслуживающая отдельного рассказа.
Каменная Покровская церковь в том виде, какой мы её знаем сегодня, была построена в первой половине XIX века. Храмозданная грамота была получена в 1806 году. Строительство началось в 1808 году и было окончено в 1815 году. Ильинский придел храма освятили в 1813 году. Однако в целом церковь была освящена только через двадцать лет после этого — в 1833 году. Придел во имя Трёх святителей освятили ещё позже — в 1840 году. Каменную ограду вокруг церкви и ворота поставили в 1855-1856 годах.
Именно с Покровской церковью связана одна из самых древних и устойчивых елабужских легенд о даре царя Ивана IV. Как писал об этом П.Н.Кулыгинский: «Царь Иоанн Грозный после покорения Казани отправился по реке Каме в город Соликамск, но на пути сделался болен и принужден был остановиться на том месте, где теперь стоит город Елабуга». Ну а пока царь тут лечился, он заложил церковь во имя Покрова Божия Матери, подарил новому храму икону Трёх святителей и велел основать мужской монастырь на горе. После чего и началась елабужская история.
О воротах Покровской церкви специалист института «Спецпроектреставрация» С.С.Попадюк писал: «Симметрично расположенные по сторонам колокольни ворота... выполнены в стиле позднего классицизма...» Он же отмечал, что «металлические узорные фрамуги и обрамления ворот» являются «чрезвычайно интересными». И ещё одна деталь: на фотографии хорошо видно, что фронтон ворот украшает роспись с образом Покрова Божией Матери.
Перед церковью стоит большое двухэтажное здание с мезонином, построенное в так называемом кирпичном стиле — без штукатурки. Почему-то никаких внятных упоминаний о том, что находилось в нём раньше, особо нигде не встречается. Только в машинописных материалах института «Спецпроектреставрация» удалось найти сведения о том, что это — построенный в конце XIX века новый корпус елабужского духовного училища. А не так давно, в 2010 году, постановлением Кабинета министров РТ здание это было включено в реестр памятников архитектуры местного значения.
На другом углу квартала, на пересечении Покровской и Сарапульской улиц стоит первый учебный корпус елабужского духовного училища, тот, с которого и началась его история в 1849 году. Небольшой деревянный дом между двумя каменными корпусами — училищный флигель. Ещё один двухэтажный каменный флигель был в глубине двора.
В начале XX века священник Н.И.Шишкин писал: «Духовное училище, первоначально помещавшееся в скромном каменном доме, расширилось в течение своего полувекового существования до размеров целого квартала с двумя прекрасно благоустроенными каменными корпусами и обширным садом». Но о почти семидесятилетней истории этого учебного заведения, закрытого в 1918 году, мы, к сожалению, ничего не знаем.
При советской власти Покровская церковь продержалась дольше всех среди елабужских храмов: она была закрыта только в 1940 году. С неё же в 1988 году началось восстановление церковной жизни в городе. А между этими двумя датами, в 1961 году — в самый разгар хрущёвских гонений на церковь, когда Никита Сергеевич публично обещал показать «последнего попа по телевизору», она была включена в республиканский список памятников культуры как «здание бывшей Покровской церкви».
Так выглядит древний центр Елабуги сегодня. Оба угловые здания находятся в аварийном состоянии. На «доме Кулыгинских» начали было ремонтировать крышу, да вспомнили, что здание аварийное... Похоже, теперь оно надолго останется со снятой кровлей. Корпус духовного училища возле церкви давно заброшен. Двухэтажный каменный флигель во дворе сгорел. И только Покровский храм сияет позолотой куполов и слепит белизной штукатурки.
Публикации по теме:
Покрова Пресвятой Богородицы (альбом)