Троицкое кладбище
Мы не знаем, когда именно было основано елабужское Троицкое кладбище. Официальная версия, которая опирается на утверждения Николая Ивановича Шишкина, называет 1770 год. Последний в книге «История города Елабуги с древнейших времен» писал, что «...в 1770 году кладбища отведены за город, и при кладбище устроена деревянная церковь...» Правда, Елабуга тогда ещё не была городом, но, тем не менее, на информационной доске, установленной у входа на бывшее кладбище, указано, что оно действовало с 1770 по 1892 годы.
Мы не знаем, когда именно Троицкое кладбище закрыли для захоронений. Елабужский купец и общественный деятель И.И.Стахеев начал хлопотать о выделении земли под новое городское кладбище — будущее Петропавловское — в 1877 году. А в документах 1886 года уже говорилось о том, что «открытое с незапамятных времен» Троицкое кладбище «до такой степени замещено могилами, что в скором времени не представится возможности к погребению на нем усопших». И в 1887 году земля под новое кладбище, наконец, была выделена, но когда оно было обустроено и когда там начали хоронить, тоже неизвестно.
Зато по свидетельству Г.Е.Верещагина на Троицком кладбище хоронили ещё и в 90-е годы XIX века, освобождая могилы «старожилов» для «новожилов», о чём он живописно рассказывает в очерке «Прикамские юродивые». Сам Григорий Егорович знал об этом не с чужих слов, а непосредственно, — с 1895 по 1900 годы он служил дьяконом при елабужской Троицкой церкви.
В 1929 году в машинописном сборнике «Наш край», составленном под руководством елабужского учителя истории и краеведа С.А.Ефремова, городское Троицкое кладбище было названо «закрытым», но когда именно и как его «закрыли» — об этом опять-таки не сказано ни слова.
По свидетельству первого директора Елабужского государственного музея-заповедника А.А.Елфимова, в 1948 году Троицкая церковь «еще сохраняла колоннаду первого этажа, разрушающийся купол с крестом и несколько секций ажурной кованой кладбищенской ограды». По его же воспоминаниям, осенью 1950 года «все небольшие гранитные и мраморные памятники были уже кем-то вывезены. Остались надгробия елабужских купеческих династий: больших размеров, массивные... Несколько позднее, где-то уже в 1952 году с Троицкого кладбища исчезли и все другие памятники».
Однако, мы до сих пор не знаем, когда же именно Троицкое кладбище было уничтожено, то есть: кто и когда принял решение и подписал документы на снос кладбища и строительство на нём жилых домов.
Ансамбль Троицкого кладбища
В 2010 году то немногое, что осталось от Троицкой церкви и городского кладбища при ней, получило статус объекта культурного наследия муниципального значения и официальное название «Ансамбль Троицкого кладбища».
Описывая городское кладбище, «которое находится в близком соседстве с театром, больницей и домом умалишенных», дьякон Троицкой церкви Г.Е.Верещагин говорил: «Любил прогуливаться здесь всякий елабужец».
«Особенно хорошо здесь было весной! — продолжал дьякон. — Воскресающая на могилах зелень... влекла сюда убеленных сединами стариков. Ветвистые березы, которые пережили и переживут еще тысячи людей, при легком ветре издавали какой-то особенный таинственный шепот...»
«Надгробных плит, памятников и крестов, равно и неосененных крестами насыпей, здесь было множество; они теснились между собой, как испуганное стадо». — Таким был елабужский городской некрополь в конце XIX века.
А в 1929 году уже закрытое кладбище обследовал А.П.Гвоздев. По его подсчётам тогда здесь было «сохранившихся памятников 2 624 шт.», в их числе «каменных плит 1 606 шт., каменных и прочих памятников — 956 шт., мраморных плит — 11 шт. и мраморных памятников — 51 шт.» По его же замечанию: «Кроме памятников, на кладбище имелось несколько склепов».
По подсчётам того же А.П.Гвоздева в 1929 году на Троицком кладбище было 111 разрушенных и поваленных памятников и несколько разрушенных склепов. Сейчас на весь объект культурного наследия наберётся, наверное, немногим более сотни надгробных плит, фрагментов памятников или их обломков, условно расставленных по территории бывшего некрополя.
Ревнитель Отечества Надежда Дурова
Могила Надежды Андреевны Дуровой — одна из главных достопримечательностей Троицкого кладбища. Да и по статусу своему она является памятником федерального значения. Правда, ни легендарное имя, ни расцвет официального патриотизм в военные и послевоенные годы не избавили могилу этого удивительного человека от общей участи. Судьба захоронения и памятника на нём оказались трагическими и очень запутанными: по самым скромным подсчётам, сегодня это уже третье (или четвёртое?) место захоронения и шестое надгробие на могиле знаменитой кавалерист-девицы.
На первоначальной надгробной плите была надпись: «Здесь покоится прах рабы Бжией Надежды Андреевны Дуровой Александров. Скончал. 29 марта 1866 г. 78 лет от роду». Плита эта, с неверно указанным возрастом кавалерист-девицы, с годами поросла мхом и травой, а надпись почти стёрлась, пока «в 1890 году не нашелся в Елабуге один мещанин Фидихин, который... очистил плиту от земли и восстановил надпись, прибавив только к ней слова «А поновил Фидихин Ф.П.».
«В 1901 году 14-й драг. Литовский полк, во времена Дуровой Литовский уланский, и с 1907 года вновь получивший свое прежнее наименование Литовского уланского, узнав о печальном состоянии могилы своего бывшего однополчанина, накануне столетнего своего юбилея, соорудил, при содействии двух граждан г. Елабуги гг. Н.И. и Ф.В.Стахеевых, новый памятник, открытие и освящение которого было 11-го октября 1901 г.».
Сами литовские уланы не приехали на открытие установленного их хлопотами памятника. Зато исполняющий должность уездного исправника Глашонин докладывал им, что «Памятник был окроплен св. водой, после этого воинским начальником полковником Занфировым и городским головой Башкировым произнесены речи о личности и заслугах Дуровой... Обществом города возложен на памятник металлический венок с надлежащей надписью».
Памятник, установленный на могиле Н.А.Дуровой литовскими уланами, исчез, предположительно, в 30-е годы. А в конце 50-х не было уже ни Троицкой церкви, ни кладбища. В чистом поле на месте бывшего кладбища и на предполагаемом месте захоронения кавалерист-девицы стояло столь же условное, как и её могила, надгробие, сделанное, надо полагать, из фрагментов и остатков чужих надгробных памятников.
И вот, наконец, в 1993 году на месте захоронения Надежды Андреевны Дуровой, поиском которого несколько лет и независимо друг от друга занимались Ф.Ф.Лях и сотрудники института «Спецпроектреставрация», был установлен новый надгробный памятник из розового гранита.
На его лицевой стороне выгравирована очень лаконичная, по сравнению с эпитафией 1901 года, надпись: «Надежда Дурова 1783-1866». На обратной стороне памятника можно прочитать: «Под сим камнем почиет ревнитель Отечества российская Жанна Д'Арк».
Елабужский Гражданин Иван Васильевич Шишкин
Несмотря на то, что Иван Васильевич Шишкин был похоронен на Троицком городском кладбище ещё в 1872 году, памятник ему, точнее говоря, фрагмент надгробного памятника появился там совсем недавно — в 2010 году.
А перед этим в течение нескольких лет фрагмент надгробия И.В.Шишкину лежал между двух берёз во дворе родовой усадьбы Шишкиных, расположенной по улице Набережной недалеко от Спасского собора.
В.К.Магницкий в биографическом очерке, посвящённом И.В.Шишкину, писал: «Погребен Ив. Вас. Шишкин на Елабужском городском кладбище. Могильный памятник ему состоит из трех плит, наложенных ступенями, и обтесанного камня в форме конуса, на котором водружен железный крест. На камне имеется следующая надпись «Елабужский гражданин Иван Васильевич Шишкин».
И продолжал: «По сторонам верхней плиты имеются следующие надписи: на южной стороне: «Родился в 1792 г., скончался 1872 г., ноября 1 дня»; на восточной: «Он своими посильными трудами замечательным по самоучености и просвещением был известен в окружающей его среде с лучшей стороны». На северной: «Борьба с нуждой сопутствовала в продолжении всей его жизни, но твердость духа всегда была ему присуща». На западной: «Мир праху твоему, труженик непоколебимый. Господи упокой его душу в селениях праведных».
В сентябре 2010 года фрагмент с надписью «Елабужский Гражданин Иван Васильевич Шишкин», сохранившийся от надгробного памятника И.В.Шишкину, был установлен на условном месте возле западной ограды Троицкого кладбища.
А рядом с ним разместилась современная дощечка из чёрного мрамора с надписью, на которой частично воспроизведена эпитафия с утраченного памятника.
Протоиерей Неофит Петрович Мышкин
По всей видимости, на Троицком кладбище было немало могил елабужских священников. Так, доподлинно известно, что где-то неподалёку от могил Н.А.Дуровой и И.В.Шишкина был похоронен елабужский историк и священник Пётр Никитич Кулыгинский. Но его могила и надгробие не сохранились.
Зато недалеко от входа на кладбище, слева от ворот стоит довольно сильно пострадавший фрагмент одного надгробного памятника. Надпись на нём повреждена и сильно поцарапана. Тем не менее, при определённом усилии прочитать её можно. На камне значится: «Протоиерей Неофит Петрович Мышкин. Родился 1823 г. 23 Октября. Сконч. 1893 г. 24 Октября». Кроме того, в правом верхнем углу имеется граффити: «VIII-67 г. Р.А.А. + Р.К.В.»
К сожалению, о протоиерее Н.П.Мышкине известно мало. С 1852 по 1893 годы он служил в елабужском Спасском соборе. В.К.Магницкий мельком упоминает о нём в очерке о Шишкине как о «достопочтенном старожиле г.Елабуги», который помог ему опознать в рукописях почерки И.В.Шишкина и П.Н.Кулыгинского. Известно также, что Неофит Петрович был похоронен в ограде Спасского собора, а фрагмент его надгробия, установленный в настоящее время на Троицком кладбище, был найден недалеко от собора на спуске к Тойме.
Елабужский купец Афанасий Прохорович Гирбасов
В любом местном рассказе о Троицком кладбище вам непременно поведают о тех елабужских купцах, которые были похоронены здесь. Да и на памятной доске у входа в качестве основной достопримечательности некрополя указаны не фамилии священников, учителей или врачей, а фамилии купцов: Шишкиных, Стахеевых, Черновых, Гирбасовых, Ушковых. Да вот беда, от их захоронений давно уже ничего не осталось.
Единственный, чудом сохранившийся фрагмент купеческого надгробия из чёрного мрамора был найден на берегу Камы возле элеватора и привезён на Троицкое кладбище сотрудниками ЕГМЗ. Он принадлежит елабужскому купцу Афанасию Прохоровичу Гирбасову, о котором мы абсолютно ничего не знаем. Впрочем, благодаря надписи на памятнике теперь знаем, что он вообще был, что звали его Афанасием Прохоровичем Гирбасовым, родился он 26 сентября 1835 года, а скончался 1 марта 1895 года.
Протоиерей Павел Александрович Дернов с сыновьями
30 сентября 2010 года на Троицком кладбище на предполагаемом месте захоронения была установлена надгробная плита елабужскому протоиерею Павлу Дернову и его сыновьям Борису, Григорию и Семёну. Можно сказать, что в этот день Елабуга заново обрела для себя четверых замечательных граждан, подвижников веры и совести. Поминая на богослужениях о. Павла Дернова, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий называет его Павлом Елабужским. А в местных храмах уже есть его иконы.
Священник Павел Дернов и трое его сыновей, старшему из которых было тогда двадцать лет, а младшему едва исполнилось семнадцать, были расстреляны в феврале 1918 года в Елабуге. В 1981 году все они были прославлены в лике святых Русской Православной Церковью Зарубежом. А в 2007 году после установления канонических отношений между РПЦЗ и РПЦ почитание новомучеников Дерновых стало официальным и в современной России.
В 2008 году в Елабугу впервые приехала внучка Павла Александровича Дернова — Анна Сергеевна Филиппова. На основании документов и зарисовок, предоставленных ей, а также опираясь на рассказы старожилов, сотрудники Елабужского музея–заповедника помогли Анне Сергеевне установить предположительное место захоронения.
После открытия памятника и возложения цветов настоятель прихода во имя Святой Троицы отец Геннадий (Колесников) отслужил заупокойную литию по елабужским новомученикам Павлу, Борису, Григорию и Симеону.
В последнее время возле надгробия Дерновых на столбике кладбищенской ограды висит прикреплённая там «Молитва священномученику Павлу Елабужскому»: «О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Павле, церкве русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябание и красный плод...»
Даже поверхностный рассказ о пяти памятниках из числа стоящих сейчас на бывшем Троицком кладбище занял достаточно много места. А ведь когда-то здесь было не пять, а 2 624 надгробных плиты и памятника. И за каждым из них стояла живая душа, за каждым были человеческая жизнь и судьба и наша история.
Публикации по теме:
Троицкая кладбищенская церковь (альбом)
Г.Верещагин. Прикамские юродивые
А.Куклин. Троицкая деревянная церковь