Троицкая кладбищенская церковь
Альбом одной фотографии
Описывая Елабугу второй половины 1860-х годов, состояние которой он называет «цветущим», Иван Васильевич Шишкин говорил, что город производит «приятное впечатление». «Вы, — пишет он, — увидите на довольно-большом возвышении набережную города, на которой стоят одна за другою и почти в равном друг от друга расстоянии четыре каменные церкви, хорошей архитектуры, и тянутся по одной линии с набережной и течением Камы».
Пейзаж этот почти не изменился с тех пор. И сейчас, подплывая к городу по Каме, особенно с низовий, первое, что видишь, это — вытянувшиеся в одну линию храмы: Спасский собор, Никольскую и Покровскую церкви. А вот четвёртой «каменной церкви», стоявшей раньше с ними в одном ряду и самой необычной по своему архитектурному облику, елабужской Троицкой церкви, равно как и городского кладбища, где она стояла, давно уже не существует.
Спасский собор и Покровская церковь пережили катаклизмы ХХ века с большими потерями: в советское время они служили складами. Позже, в 70-е годы, в них искали клады и взламывали полы; здесь же пили дешёвое вино, жгли костры, дрались и целовались; со стен соскабливали фрески, а вместо них оставляли памятные или матерные надписи. Но испохабленные храмы всё-таки стояли. И надо сказать, им ещё повезло — по крайней мере, их не взорвали, как это произошло с монастырской церковью.
Никольская церковь в годы войны оказалась на заркытой территории лагеря для военнопленных, затем перешла в собственность военного училища и, наконец, учебного заведения НКВД-МВД, где стала ведомственной библиотекой и как здание пострадала меньше всех.
А вот Троицкую церковь уничтожили. Правда, не совсем понятно, когда именно: то ли в 30-е, то ли в 50-е годы. Вероятнее всего, в бурные 30-е её просто закрыли и ограбили, а уж в славные 50-е ликвидировали окончательно. После чего понемногу разорили кладбище, а затем, в завершение, чтобы уж окончательно растоптать собственное прошлое и всякую память о нём, на могилах построили жилые дома, так называемые «дома слепых», куда заселили инвалидов по зрению.
Известный «летописец елабужский» Иван Васильевич Шишкин в «Истории города Елабуги» писал о Троицкой церкви: «Церковь эта выстроена почетным гражданином Феодором Григорьевичем Черновым и для содержания ее штата вложена на вечные времена достаточная сумма, для проживания же священнослужителей выстроен двухэтажный каменный дом со всеми принадлежностями».
О Фёдоре Григорьевиче Чернове (1783-1869) известно немногое. В основном то, что был он купцом и почётным гражданином города Елабуги, нажил капитал на хлебной торговле, широко занимался благотворительностью, умер в почтенных летах и похоронен был на Троицком кладбище. В принципе, это — всё. Настоящей и подробной его биографии мы не знаем.
Известно также, что Ф.Г.Чернов много жертвовал на строительство православных храмов в Елабужском уезде, главным образом в той его части, которая сейчас входит в состав Удмуртии. «21 каменная церковь была построена в удмуртских селах на деньги этого елабужского купца». На основании этого факта доктор исторических наук Е.Ф.Шумилов выдвинул даже версию об удмуртском происхождении елабужского мецената. «Чернов, — считает он, — стремился приобщить к православной вере как можно больше сородичей, ведь храм становился для удмуртов училищем веры и благочестия...»
Кроме того, Ф.Г.Чернов жертвовал деньги на строительство Вятской губернской публичной библиотеки, помогал погорельцам и елабужской городской больнице; финансировал строительство православной церкви в далёком форте Перовском и детского приюта в Елабуге.
С лёгкой руки И.В.Шишкина утверждение о строительстве кладбищенской церкви Ф.Г.Черновым стало историческим фактом. Но вот что интересно: тот же самый И.В.Шишкин в другом тексте, написанном раньше «Истории города Елабуги» и не предназначенном для печати, в своей автобиографии, которая была опубликована только в XXI веке, да и то мизерным, совершенно непубличным тиражом, рассказал историю строительства этого храма несколько иначе. И в этом рассказе, адресованном только близким для него людям, Чернов выступает у него не как строитель храма, а всего лишь как человек, который внёс на это дело свою денежную лепту.
Из частного рассказа Ивана Васильевича с полной очевидностью следует, что строительством новой каменной церкви на городском кладбище занимались двое: он сам и елабужский мещанин Иван Степанович Лекарев. Вместе они придумали и составили эскиз будущей церкви, затем согласовали его с вятским архиереем, нашли архитектора, выбрали место для храма, организовали сбор денег (подписку) и, в итоге, сами же выступили подрядчиками, завершив всё дело «с небольшим убытком» для себя.
Роль же Фёдора Григорьевича Чернова во всей этой истории заключалась в том, что он был первым, кто выделил по подписке три тысячи рублей на строительство нового храма, подтолкнув, по всей видимости, своим примером на пожертвования других граждан Елабуги.
«Хотя и велика церковь и двухэтажна с галереями, — писал тридцать лет спустя после этой истории Иван Васильевич, — но очень красивая...» И добавлял: «Многие сомневались, что галерея упадет, но она и по сие время стоит».
Мог ли И.В.Шишкин — пусть даже в самом кошмарном сне — вообразить, подумать, представить себе, что через сто с небольшим лет церковь эта будет осквернена и уничтожена руками его сограждан?
По воспоминаниям Веры Ивановны Коноваловой погром начался 1 мая 1935 года: «Я училась в 7 классе. Была демонстрация... После демонстрации возвращалась домой, дошла до школы и услышала шум у сада. Там шла большая толпа молодежи, они что-то кричали. Подошли к церкви и окружили ее. Били окна, вытаскивали рамы, кидали кирпичи. Полезли на второй этаж, ползли, как червяки, по крыше, сдирали железо. Все падало на землю. Крик, шум, стук, пыль. Было страшно. Я заплакала, кричала и долго смотрела на бедненькую церковь. Красавицу Троицу рвали на куски на моих глазах».
А по свидетельству Алексея Алексеевича Елфимова, создателя и первого директора Елабужского государственного музея-заповедника, кладбище и церковь были окончательно уничтожены после 1952 года. Позже он писал в своих воспоминаниях: «По богатству и архитектурному исполнению многие надгробия Троицкого кладбища можно было бы сравнить с надгробными памятниками XIX века на известных кладбищах Москвы, Санкт-Петербурга и Львова... Сегодня кладбище, в основном, застроено жилыми домами и корпусом детского садика».
В 1975 году Троицкое кладбище подверглось очередному разорению. И происходило это уже на моих глазах. Был май, стояла сухая и тёплая погода. Как-то раз мы шли из школы домой пешком. И, подойдя к концу городского парка, увидели, что вдоль оврага — почти от самого парка и едва ли не до детского садика на другой стороне бывшего кладбища — тянется глубокая траншея. На кладбище работал экскаватор, а землю из траншеи валил на дорогу возле оврага, по которой мы обычно ходили. И нам пришлось идти по этим земляным холмам.
Я хорошо помню, что, когда мы проходили мимо, ковш экскаватора вывалил вместе с землёй человеческий череп с остатками волос, заплетёнными в короткую косичку и обрывок какого-то тёмно-зелёного мундира с тусклой металлической пуговицей.
Последовали другие дни — сколько именно, сейчас уже не помню, но пока траншея стояла открытой, прошло, наверное, больше недели. Многое уже забылось, но до сих пор помню человеческие кости, которые долго ещё валялись то тут, то там по улице Карла Маркса (сейчас Казанской), и черепа, которые мальчишки пинали вместо мячей.
Страсть советской власти к уничтожению церквей и кладбищ, сама по себе противоестественная, поражает ещё и своими масштабами. Только в Елабуге за годы советской власти были уничтожены Казанско-Богородицкая церковь в монастыре и монастырское кладбище, Иосифовская церковь при нищенской богадельне и кладбище при ней, Троицкая церковь и городское кладбище при ней, а также захоронения при Спасском соборе, Никольской и Покровской церквях.
Честно говоря, я не знаю, как ко всему этому относится. Но это — мы. И это — наша история, которая не может вызывать у нормального человека ничего, кроме чувства глубочайшего стыда.
К тысячелетию города (2007 г.) оставшуюся незастроенной часть Троицкого кладбища прибрали, освободили от стоявших там сараев, погребов и гаражей, обнесли оградой. Остатки разрушенной Троицкой церкви, до того представлявшие из себя просто земляной холм, поросший сорняками, расчистили от земли.
На кладбище на предполагаемых местах захоронений стоят современные надгробные памятники кавалерист-девице Надежде Андреевне Дуровой; новомученикам протоирею Павлу Дернову с сыновьями; на условном месте установлена сохранившаяся часть подлинного надгробия Ивану Васильевичу Шишкину.
Публикации по теме:
А.Куклин. Троицкая деревянная церковь
Г.Верещагин. Прикамские юродивые