Ансамбль Троицкого кладбища
Ансамбль Троицкого кладбища Фото Л.Пахомовой
Вход на Троицкое кладбище
Вход на Троицкое кладбище Фото Л.Пахомовой
Троицкое кладбище
Троицкое кладбище Фото Л.Пахомовой

Другие публикации

Other publications

Троицкая деревянная церковь

[1] 2

Алексей Куклин

 

Троицкое кладбище известно всем елабужанам. Когда-то оно располагалось на окраине, а теперь оказалось едва ли не в самом центре города, между его старой и новой частями. Раньше здесь стояла самая красивая церковь Елабуги. От неё остался только фундамент. Некрополь и храм были уничтожены в годы советской власти.

Перед входом на кладбище возвышается конная статуя Надежды Андреевны Дуровой. Внутри — современные памятники на предполагаемых местах захоронения кавалерист–девицы и расстрелянных большевиками протоиерея П.А.Дернова с сыновьями. На условном месте установлен фрагмент подлинного надгробия Ивана Васильевича Шишкина. И где лежат, где стоят ещё десятка два сохранившихся надгробий простых елабужан — тоже не на своих настоящих могилах.

Троицкое кладбище было основано в конце XVIII века. Елабужские историки и краеведы в один голос твердят, что до каменной здесь стояла деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. И совершенно уверены, что она была перенесена на кладбище из упразднённого мужского монастыря, располагавшегося на городище. Но в монастыре на момент его закрытия никакой Троицкой церкви не существовало, следовательно, и переносить на новое место было нечего.

Правда, в данном случае перед нами не просто ещё одна местная легенда, перед нами — одна из самых запутанных елабужских историй.

 

Авторы легенды

История о церкви во имя Живоначальной Троицы, которую перенесли на кладбище, обязана своим литературным существованием священнику Павлу Юрьеву.

О Павле Юрьеве известно очень мало: в первой четверти XIX века он служил в елабужском Спасском соборе; был устроителем уездного училища, для которого в 1809 году «пожертвовал свой собственный каменный дом»; после смерти жены «принял монашество и сделался игуменом Орловского (Вятской губернии) монастыря», где и скончался.1)

Однажды судьба свела его с профессором казанского университета Фёдором Ивановичем Эрдманом (1793-1862), который 30 апреля 18252) года приехал в Елабугу и пробыл здесь несколько дней. Через десять лет после этого в очерке под названием «Замечания во время путешествия по берегам Камы и Оренбургской губернии», опубликованном в журнале «Заволжский муравей» в 1834 году, профессор рассказывал: «Я нашел здесь самый благосклонный и дружеский прием у образованнаго, приветливаго и почтеннаго Протоиерея Юрьева. С его то помощью мне на другой же день можно было осмотреть вблизи живописное положение Чертова Городища».3)

По ходу дальнейшего повествования Ф.И.Эрдман больше не упоминает П.Юрьева, но из текста очерка видно, что многие сведения и предания о городище он почерпнул именно от него. В том числе и рассказ о Троицкой церкви: «В сем монастыре были две деревянные церкви, одна во имя Живоначальныя Троицы, а другая Успения Богоматери; по уничтожении монастыря в 1764 году первая была перенесена на Елабужское кладбище, и в 1824 году по ветхости сломана».4)

Сам отец Павел, указывая на происхождение кладбищенской церкви из Троицкого монастыря, вероятно, опирался на устные рассказы и предания, а профессор Ф.И.Эрдман придал им литературную форму.

 

Ранние свидетельства

Если верить Ф.И.Эрдману и П.Юрьеву, Троицкая церковь из монастыря была перенесена на кладбище в 1764 году.

Однако, посетивший Елабугу в 1769 году, через пять лет после «переноса церкви», Николай Петрович Рычков (1746-1784) писал о «пригородке»: «Дворов обывательских в нем более шести сот и три церькви, из коих две деревянныя и одна каменная».5) Известно, что в то время в Елабуге существовали Покровская, Никольская и Спасская церкви. Ни о какой четвёртой церкви и кладбище за границами «пригородка» Н.П.Рычков не говорит.

Кроме описания Н.П.Рычкова сохранилось ещё одно документальное свидетельство о Елабуге той эпохи. В 1880 году в юбилейном издании «Столетие Вятской губернии» были опубликованы сведения «о состоянии вновь открытых в 1780 году городов Вятскаго наместничества». Эти данные в конце 1796 года затребовал генерал-прокурор, тайный советник Александр Борисович Куракин. В докладе, представленном вятскими чиновниками, о нашем городе сообщалось: «Елабуга… имела в это время 3 церкви, из них одна была каменная и две деревянных…»6)

Перед нами два свидетельства, которые опровергают мнение Ф.И.Эрдмана и П.Юрьева о том, что деревянная Троицкая церковь была перенесена из монастыря на елабужское кладбище в 1764 году.

Однако в какой степени можно верить этим документам?

Например, в отношении Н.П.Рычкова вполне можно допустить, что он по каким-то причинам «не заметил» кладбища и стоящей там церкви. Но по отношению к вятским чиновникам, делавшим официальный доклад генерал-прокурору, сказать, что они не знали ещё об одной церкви или специально скрывали её существование, просто невозможно.

Чтобы в полной мере оценить достоверность сведений о городах, которые были представлены А.Б.Куракину, нужно учитывать ряд важных обстоятельств. В начале 1796 года по прямому распоряжению Екатерины II была проведена ревизия Вятского наместничества. Руководил ею военный генерал-губернатор Казанского и Вятского наместничеств С.И.Маврин. Предметом ревизии были злоупотребления должностных лиц, а результаты её выразились «в огромном числе отрешенных и преданных суду чиновников».7) Гражданский правитель наместничества Ф.Ф.Желтухин также был отстранён от должности и предан суду. Сведения о состоянии вятских городов генерал-прокурор затребовал от нового правителя наместничества С.Н.Зиновьева после ревизии С.И.Маврина. И можно не сомневаться, что в подобных обстоятельствах чиновники постарались предоставить наиболее достоверные данные.

Свидетельство Н.П.Рычкова, в свою очередь, ретроспективно подтверждается сведениями вятских чиновников.

Таким образом, получается, что в 1769 году в Елабуге не было ещё ни Троицкого кладбища, ни церкви на нём. Но и через 27 лет после этого, в 1796 году, кладбищенской церкви в Елабуге также не существовало.

 

Версия Петра Кулыгинского

В 1844 году елабужский священник Пётр Никитич Кулыгинский (1798–1855) воспроизвёл рассказ Ф.И.Эрдмана в очерке «О пожаловании царем Иоанном IV Васильевичем Покровской церкви образа Трех Святителей», опубликованном в «Вятских Губернских Ведомостях»:

«Профессор Казанского Университета, Эрдман, бывши здесь в 1825 году, не упустил вникнуть в это дело. Из замечаний его, собранных во время путешествия по берегам Камы, отпечатанных в Заволжском Муравье 1834 года, относительно нашего предмета, находим следующее:

«В древнейшия времена внутри стен Городища (то есть Чертова), сооружен был деревянный мужеский монастырь, который однакож после известнаго узаконения о монастырских обителях, со многими другими, упразднен. В сем монастыре были две деревянныя церкви, одна во имя Живоначальныя Троицы, а другая — Успения Богоматери. По уничтожении монастыря, в 1764 году, первая была перенесена на Елабужское кладбище и, в 1824 году, по ветхости, сломана».8)

В конце своей обширной статьи Пётр Никитич, собиратель елабужских легенд и преданий, многое знавший из местной церковной истории со слов отца, тоже священника, подтвердил версию П.Юрьева и Ф.И.Эрдмана. Уже от своего имени он писал:

«По упразднении монастыря, из двух церквей, в нем бывших, одна, во имя Успения Божия Матери, была перенесена в село Танайку и, по устроении каменной, ныне несуществует. Другая, во имя Живоначальныя Троицы, перенесена была на Елабужское кладбище, стояла еще 42 года и, по ветхости, упразднена в 1824 году».9)

О переносе Успенской церкви в Танайку Ф.И.Эрдман в своём очерке не упоминал. Эту деталь добавил уже П.Н.Кулыгинский. Вероятно, перед нами ещё одна легенда. Исконно, начиная с первой половины XVII века, в Танайке существовала церковь во имя архангела Михаила. В проведённой в 1692 году подробной описи имущества и владений Троицкого монастыря, которому тогда принадлежало село Танайка, значится: «…в селе Танайке церковь архангела Михаила…»10) Никаких сведений о том, что в конце XVIII — начале XIX веков в Танайке была Успенская церковь, нет.

В изложении Петра Никитича есть ещё одна, в данном случае весьма существенная деталь. Рассказ казанского профессора он дополнил подробностью о том, что Троицкая церковь, перенесённая из монастыря, простояла на елабужском кладбище 42 года. Если по утверждению Ф.И.Эрдмана её перенесли в 1764 году, — против чего П.Н.Кулыгинский не возражает, — и после этого она «стояла еще 42 года», значит, упразднили её «по ветхости» в 1806 году. Если же её упразднили в 1824 году, на чём настаивает сам отец Пётр, тогда перенесена она была на кладбище не в 1764, а в 1782 году.

В последнем случае возникает закономерный вопрос, где же она находилась между 1764 и 1782 годами — в продолжении восемнадцати лет?

 

Противоречия Ивана Васильевича Шишкина

Иван Васильевич Шишкин (1792-1872), знавший очерки П.Н.Кулыгинского и, возможно, читавший статью Ф.И.Эрдмана в «Заволжском муравье», в своей «Истории города Елабуги», изданной в 1871 году, также подтвердил, что кладбищенская церковь была перенесена из монастыря.

Он писал: «Здесь иконы: пресв. Троицы, Успения и преп. Сергия древния, перенесены из упраздненнаго Троицкаго монастыря… также некоторая утварь и принадлежности из того же монастыря, да и самая церковь во имя Троицы деревянная оттуда перенесена сюда…»11)

Свидетельство И.В.Шишкина, особенно на первый взгляд, значимо даже в большей степени, чем молчание о кладбищенской церкви Н.П.Рычкова и вятских чиновников. Дело в том, что Иван Васильевич непосредственно участвовал в проектировании, утверждении проекта, выборе места, сборе денег на строительство и строительстве каменной Троицкой церкви на елабужском кладбище. Следовательно, он, как никто другой, должен был знать предшествующую деревянную кладбищенскую церковь и связанные с ней предания.

О строительстве новой церкви он подробно рассказал в своей автобиографии, написанной в 1867 году:

«В эти же года нам довелось хлопотать о постройке кладбищенской церкви… Общественники в не бытность нашу сделали проект и план строить церковь очень маленькую, совершенно с маленький дом, потому что суммы кладбищенской было только 800 руб. Нам этот проект не понравился, и нам с Иваном Степановичем Лекаревым привелось ехать в Вятку. Там мы явились к архиерею Кириллу, представили ему свой, проектированный нами двухэтажный план. Он указал нам архитектора, находящегося сосланным под надзор полиции, к которому мы и обратились. Он сообразно нашему проекту написал свой план и фасад, а архиерей утвердил, мы план привезли домой. Хотя и велика церковь и двухэтажна с галереями, но очень красивая, общественникам понравилась, и охотно строить по этому плану согласились и тотчас сделали подписку на постройку церкви. Первый Чернов подписал 3 т.р. и прочие стали посильно участвовать, но только с тем, чтобы строить ее на прежнем кладбище, потому что протопоп Юрьев и Камашев хотели строить за оврагом повыше рощи, где теперь Чернова сад. И этот вопрос разрешил архиерей Кирилл. Был лично здесь, осмотрел места и особенно учел желание всех граждан, а поэтому благословил строить на прежнем кладбище, где она теперь и существует. Когда же время пришло церковь строить, то подрядчики просили за кладку дорого. Поэтому мы с Лекаревым как проектировали церковь ценную и чтоб достало денег на оную, поэтому подешевле постройку всей церкви и колокольни приняли на себя и выстроили с небольшим убытком».12)

Казалось бы, после рассказа человека, занимавшегося постройкой каменной церкви на кладбище, и его указания на то, что предшествующая ей деревянная церковь была перенесена сюда из монастыря, вопрос исчерпан. Можно ли сомневаться в том, что И.В.Шишкин знал об этом совершенно точно?

Но вот парадокс, сам же Иван Васильевич в своей автобиографии написал: «В эти же года нам довелось хлопотать о постройке кладбищенской церкви, которой на кладбище не имелось».13) И ни слова ни о какой деревянной церкви, вместо которой была построена каменная. Просто — на кладбище церкви не имелось.

 

Загадочный историк

Следующим, кто после Ф.И.Эрдмана, П.Н.Кулыгинского и И.В.Шишкина поддерживал и утверждал легенду о перенесённой церкви, был Николай Иванович Шишкин, выпустивший в свет в 1901 году «Историю города Елабуги с древнейших времен». Книга была издана в Елабуге в печатне И.Н.Кибардина.

Николай Иванович Шишкин — одна из наиболее загадочных фигур в елабужской историографии. О его жизни и деятельности не известно ничего, кроме нескольких разрозненных фактов. Нет даже точных дат его жизни.

В авторском предисловии к его книге имеется сноска: «Кроме настоящего труда мной в 1889 году издана книга «История города Касимова с древнейших времен». 2-е издание ее было в 1892 году».14)

Поясняет эта сноска немногое, а вот вопросы вызывает. Какая связь между Касимовым и Елабугой? Почему елабужский автор, если Николай Иванович действительно был елабужанином, сначала написал и дважды опубликовал «Историю города Касимова», а уже потом взялся за историю Елабуги? Любопытно и то, что на титульном листе второго издания книги о Касимове стоит не 1892, как утверждает сам автор, а 1891 год. Первое издание мне найти не удалось, но предисловие к нему, включённое во второе издание, помечено опять-таки не 1889, а 1887 годом.

Предисловие к книге «История города Елабуги с древнейших времен» подписано «Священник Николай Иванович Шишкин». И звание «елабужского священника» довольно прочно закрепилось за ним в местной литературе. Однако, ни в одной из «Памятных книжек Вятской губернии» за период с 1895 по 1905 годы имя его в числе елабужских священников не встречается — ни в городских храмах, ни в домовых церквях, ни в учебных заведениях Елабуги такого священника не было.

Предисловия к первому и второму изданиям «Истории города Касимова» подписаны просто «Николай Иванович Шишкин». Кроме того, оба эти предисловия заканчиваются пометкой «г.Касимов» и датой. И понимать это, очевидно, следует так, что оба они, и в 1887, и в 1891 году, писались именно в Касимове. А вот предисловие к «Истории города Елабуги с древнейших времен» помечено только датой, город не указан.

Утверждают, что он «принадлежал к купеческой династии Шишкиных».15) При этом специалисты по генеалогии елабужского рода Шишкиных ничего не знают о его родстве с последними.16)

Кроме того, следует обратить внимание, что Н.И.Шишкин не был историком и даже автором, он был простым компилятором. Во всяком случае, это можно с полным правом утверждать по отношению к его «Истории города Елабуги». Собрав публикации предшественников, он расположил их в хронологическом порядке и без каких-либо комментариев издал под одной обложкой. Для своего времени это была хорошая историческая антология, сыгравшая свою роль в местной историографии как в первой четверти ХХ века, так и в последние два десятилетия. Независимо от эпохи и обстоятельств, основную ценность книги Н.И.Шишкина составляют несколько найденных им и опубликованных документов по истории Елабуги XVII века. Всё остальное — либо перепечатки из «Столетия Вятской губернии», которые, в свою очередь, были собраны туда из «Вятских Губернских Ведомостей», либо подборки из работ других авторов. Нужно отдать должное, примерно в трети случаев Николай Иванович указывает источник, откуда был заимствован текст, и называет имя его автора. Однако, в остальных случаях, — а это более половины объёма книги, — чужие тексты опубликованы у него без указания источника и автора. Некоторые главы его книги представляют собой компиляцию из двух, трёх или четырёх источников — и опять, в одних случаях он указывает источники своих обработок, в других — умалчивает о них. Объём не заимствованных материалов составляет в книге от силы 20-25 страниц из 200.

 

Настойчивость Николая Ивановича Шишкина

По существу книгу Н.И.Шишкина можно было бы игнорировать, как вторичный и не слишком достоверный источник. Но в связи с тем, что на распространение елабужской легенды о перенесённой Троицкой церкви в конце XX — начале XXI веков повлияли не «Вятские Губернские Ведомости» и не «Столетие Вятской губернии», а, кроме очерка Ф.И.Эрдмана (известного, в основном, по цитатам) и труда И.В.Шишкина, именно книга Н.И.Шишкина, мы не можем оставить её без внимания.

В главе «Закрытие Елабужского Троицкого монастыря…» читаем: «В 1764 году Елабужский Троицкий монастырь вместе со многими другими в России был упразднен… Две деревянные монастырские церкви Св.Троицы и Сошествия Св.Духа были разобраны и вновь поставлены в разных местах: одна Троицкая — в Елабуге, на кладбище, а другая Сошествия Св.Духа в селе Танайке».17)

Затем перенесённая церковь появляется в рассказе о создании нового кладбища: «Пред преобразованием Елабуги из села в уездный город для благоустройства города приведена важная мера. Так в Елабуге, как и во всех городах России, существовало вредное обыкновение хоронить покойников при церквах. Обыкновение сие уничтожено Императрицею Екатериною II-ю и вследствии этого в 1770 году кладбища отведены за город, и при кладбище устроена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, перенесенная из упраздненного Троицкого мужского монастыря, который находился на каменном городище в Елабуге».18)

И, наконец, в главе «Построение каменной Троицкой кладбищенской церкви в 1830 году» снова следует напоминание: «Троицкая кладбищенская церковь была первоначально деревянная, — которая была перенесена из упраздненного Троицкого Елабужского монастыря, бывшего на «Каменном городище».19)

Думается, после подобной настойчивости в утверждении одного и того же факта нет ничего удивительного в том, что его, не задумываясь, начинают повторять все последующие авторы. Впрочем, современные краеведы черпали сведения не из этих отрывков, а из более обстоятельной главы «Троицкая кладбищенская церковь в Елабуге». В ней Н.И.Шишкин писал:

«В 1772 году был упразднен Троицкий мужской монастырь, что на каменном городище в Елабуге, и деревянная Троицкая монастырская церковь была перенесена в незадолго перед тем отведенное кладбище, которое было устроено по указу Государыни Императрицы Екатерины II-й, которая приказала в каждом городе устроить отдельное кладбище, а не хоронить покойников при приходских церквах, как то было прежде. В перенесенную деревянную церковь святой Троицы были перенесены принадлежащие Троицкому монастырю иконы: Святой Живоначальной и Нераздельной Троицы, Успения Божьей Матери и преп. Сергия. Деревянная Троицкая церковь существовала до 1830 года, в котором она была разобрана, а на ее месте была построена каменная…»20)

А заканчивается эта глава так: «Троицкая церковь пользовалась луговою землею, отведенною в 1701 году, земля отобрана лет тридцать тому назад в пользу города».21) То есть, наш автор утверждает, что луговая земля была отведена причту кладбищенской Троицкой церкви в 1701 году. Каких-либо оговорок или намёков на то, что речь в данном случае идёт о Троицкой церкви в ту пору, когда она находилась в монастыре, нет. Напротив, весь контекст главы подтверждает, что Н.И.Шишкин говорит именно о церкви на кладбище. Но в таком случае получается, что церковь и кладбище существовали уже в самом начале XVIII века. Неожиданная версия.

Впрочем, здесь требуется оговорка. Изданием книги Н.И.Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен» 1901 года я не располагаю. А переиздание его работы, вышедшее в 2007 году, содержит большое количество опечаток. И в данном случае определить, является ли 1701 год датой, приведённой у самого Н.И.Шишкина, либо опечаткой современного издания, практически невозможно.


1) См.: Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. Исторический очерк. Елабуга, 2007. Стр.103-106.

2) Все даты, относящиеся к дореволюционной эпохе, даны в очерке даны по старому стилю.

3) Эрдман Ф.И. Замечания во время путешествия по берегам Камы и в Оренбургской губернии. — Заволжский муравей, 1834. Ч.1, №2. Стр.88.

4) Эрдман Ф.И. Замечания во время путешествия по берегам Камы и в Оренбургской губернии. — Заволжский муравей, 1834. Ч.1, №6. Стр.331.

5) Журнал или Дневныя записки путешествия Капитана Рычкова по разным провинциям российскаго государства, 1769 и 1770 году. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 году. Стр.43.

6) Столетие Вятской губернии 1780-1880. Сборник материалов. К истории Вятскаго края. Том I-й. Вятка, 1880. Стр.267.

7) Там же. Стр.260.

8) Кулыгинский П. О пожаловании царем Иоанном IV Васильевичем Покровской церкви образа Трех Святителей. — Прибавления к №41 Вятских Губернских Ведомостей. Суббота, 17 Октября 1844 года. Часть Неоффициальная. Стр.244.

9) Кулыгинский П. О пожаловании царем Иоанном IV Васильевичем Покровской церкви образа Трех Святителей. — Прибавления к №44 Вятских Губернских Ведомостей. Суббота, 28 Октября 1844 года. Часть Неоффициальная. Стр.278.

10) О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. Кап.Невоструева. Москва. В Синодальной Типографии, на Никольской улице, 1871. Стр.65.

11) История города Елабуги. Составил Ив.Шишкин. Москва, 1871. Стр.39.

12) Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 году. Елабуга: ЕГМЗ, 2007. Стр.20-21.

13) Там же. Стр.20.

14) Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. Исторический очерк. Елабуга, 2007. Стр.VI.

15) Краеведы Елабуги. Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2007. Стр.159.

16) См.: Трехсотлетнее древо рода Шишкиных. 2-е издание, переработанное и дополненное. Автор-составитель Н.Курылева. Елабуга, 2008.

17) Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. Исторический очерк. Елабуга, 2007. Стр.51.

18) Там же. Стр.94.

19) Там же. Стр.115.

20) Там же. Стр.199.

21) Там же. Стр.200.



[1] 2



Наверх
blog comments powered by Disqus