Другие публикации

Other publications

История города Елабуги

1 2 3 [4] 5

Иван Васильевич Шишкин


Вместо вступления. Краткий очерк г. Елабуги.
Глава I. От древних времен до взятия Казани.
Глава II. События от покорения Казани до Акаевскаго бунта.
Глава III. Акаевский бунт в здешней местности.
Глава IV. О бытности Пугачева в здешней местности.
Глава V. Современное состояние города.
Приложения.
Дозорныя книги дворцоваго села Тресвятскаго 1621 г.
Указ из Казанской Дворцовой Конторы о ловле рыбы про царский обиход...

 

— 36 —


Глава V.

Современное состояние города.

Граждане города Елабуги, стоящие во главе городскаго Общества, в настоящее время по торговыми своим оборотам приобрели известность на главных торговых пунктах России, а потому, конечно, есть много лиц, которые заинтересованы благосостоянием нашего города. Имея и это в виду, я считаю уместным для полноты истории г. Елабуги представить читателям современное состояние города, которое, по мнению моему, можно назвать цветущим. Начинаю обозрение мое с храмов Божиих, благолепие коих заслуживает подробнаго — по возможности — описания.

Всех церквей в городе с домовыми — восемь, а именно:

1-я Спасский собор, — огромное и великолепное по уездному городу здание о пяти главах, с двухэтажной пристройкой для Духовнаго Правления. Внутренность летняго храма ощекатурена под штук с двумя, лепной работы, карнизами, пилястрами и орнаментами Коринфскаго и Ионическаго орденов; стены расписаны свящ. изображениями; олтарь овальной фигуры с тремя на верху комнатами для хранения казны, ризницы и библиотеки; ризница — смело скажу — богатая. Иконостас в летнем храме величественной архитектуры, работы резной рококовой; — построен в недавнее время Арзамасским мастером Коринским за 12 тыс. р. с. на соборную сумму. В зимнем двухпридельном храме иконостасы также новые, построены усердием одного гражданина. В олтаре холоднаго храма обращает на себя внимание: напрестольная одежда серебряная с приличною по местам позолотою, работы Рускаго художника Сазикова, пожертвована одним благотворителем.

 

— 37 —

Прочия принадлежности для богослужения: евангелия, дарохранительница, сосуды, кресты — все очень ценныя, и большею частию также пожертвованы гражданами. Особенно драгоценную главную святыню собора составляет чудотворная Икона Нерукотвореннаго образа Спасителя, размер ея в вышину 2 ар. 5 вер. в ширину 1 ар. 13 вер. На эту икону еще в 1770 году усердием одного жертвователя возложена была риза сребряно-позлащенная весом в 23 фунта; но в последствие риза эта переложена на список с сего образа, подлинный же украшен новой богатой ризой, о двух венцах, из коих последний, только в торжественные праздники накладывающийся, украшен каменьями и при горящих свещах придает Иконе блестящий вид. Риза эта пожертвована одним гражданином благотворителем. Далее замечательна икона Корсунской Богоматери, — риза на ней тогоже размера и веса, как и на списке с Иконы Спасителя, и пожертвована также еще в 1770 году. Очень много есть и других ценных риз, которыя описывать подробно было бы излишне. В заключение заслуживают особеннаго внимания три напрестольные креста, — все они древние, из коих два с частицами мощей, что доказывает надпись на оборотной стороне их.(*) Откуда эти кресты появились и когда? неизвестно.

С чудотворной Иконой Спасителя совершаются ежегодно два похода, первый: в г. Мензелинск в Маие месяце с разрешения св. Синода по просьбе жителей, в воспоминание важнаго случая — избавления онаго города от неистовств Башкирцев и других инородцев. Это относится ко времени возмущения Акая и Алдара. Вторый поход: в Июне и Июле в деревню Спасский починок, Малмыжскаго уезда, и самый г. Малмыж по обещанию

(*) На средине и по краям перваго креста надпись: а) часть животворящаго древа, персть гроба Господня, древо трапезы, идеже Христос сотвори тайную вечерю со ученики, б) мощи святых: Андрея первозваннаго, ев. Марка, кровь великомуч. Дмитрия, Василия Великаго, в) часть от гроба Зосимы и Савватия Соловецких, персть от жезла Моисея и Аарона, г) Гурия, Варсонофия, Германа архиеписк., благовернаго князя Феодора Ярославича, д) царевича Дмитрия, прпеод. Давида печерскаго, миро святителя Николая, часть от ризы пророка Захария. На втором кресте: чааасть ризы Господней, мощей: Иоанна Милостиваго, Арсения Тверскаго, Антония Римлянина, Калиния.

 

— 38 —

жителей починка в ознаменование какого-то важного события в их жизни. Последний поход установлен с 1801 года с разрешения Епархиальнаго Начальства. Жители г. Елабуги как при проводах, так и при встрече Иконы — с хоругвями, крестами и колокольным звоном во всех церквах — оставляют свои занятия и выходят за город провожать и встречать ее. Как из Мензелинска, так и из-за реки Вятки приезжают за Иконой депутаты от жителей, и увозят оную в особо-устроенном на сей случай возке. В Мензелинске в особенности встреча бывает великолепна: большая часть жителей выходят встречать верст за десять, и нет того дома в городе, куда бы не приглашали Икону.

Для полноты описания считаю уместным сказать о следующем событии, касающемся чудотворной Иконы Спасителя: в 1848 г. получено было градским головой письмо от неизвестнаго лица с выражением усердной просьбы пожертвовать в г. Екатеринбург для устрояемой там крестовой церкви список с сей ознаменовавшей себя многими чудесами Иконы. В следствие сего граждане пожелали предварительно удостовериться от Екатер. Преосвященнаго: есть ли на это воля Его? Когда же Владыка изъявил на то свое соизволение, то граждане соорудив точный список с Иконы и возложив на оный общим усердием серебряно-позлащенную ризу, отправили список с подобающею честью в г. Екатеринбург с одним из граждан, где и встречена была оная Икона самим Преосвященным с крестным ходом при многочисленном стечении народа.

2-я церковь во имя святит. и чудотворца Николая, двухэтажная хорошей архитектуры, в нижней церкви три придела. В верхнем холодном храме престольная одежда, царския двери, местныя иконы и подсвечники серебрянныя; все принадлежности богослужебныя, а также и ризница великолепны.(*)

В этой церкви находятся древняя досточтимая Икона св. Николая, почитаемая не только местными жителями, но и дальними. С оной

(*) Церковь эта, нынешняя, первоначальным устройством и благолепием своим обязана преимущественно приснопоминаемому священнику о. Максиму Замятину, который священствовал при оной церкви 53 года и отличался примерным безкорыстием и ревностным попечением о храме Божием.

 

— 39 —

Иконой ежегодно бывает в Июле месяце поход в г. Мамадыш, Казанск. губ., и уезд онаго. Приезжают оттуда за Иконой по р. Вятке и Каме в нарочно-устроенной с балдахином лодке. Жители провожают Икону во многочисленности до р. Камы при колокольном во всех церквах звоне. Встреча в Мамадышах бывает с большим почетом, обратное возвращение Иконы следует тем же путем. Но когда установлен этот поход и по какому случаю? неизвестно.

3-я церковь во ими Покрова пресвятыя Богородицы одноэтажная, с летним и зимним храмом, о трех приделах; иконостас в главном холодном храме новый замечательной работы, иконы нисаны известными академиками-художниками. Как иконостас, так и иконы составляют жертву неизвестных благотворителей. Здесь особенно замечательна древняя икона Трех Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, присланная в дар царем Иваном Васильевичем Грозным в особой девятиглавой киоти, по образцу коей и была выстроена девятиглавая деревянная церковь, которая упразднена около 1810 года и заменена нынешней каменной. В последствии на икону эту усердием граждан возложена серебряно-позолоченая риза. Замечательно, что с получения сей иконы селение прежде называлось «Тресвятское, Елабуга тож».

4-я церковь Кладбищенская во имя пресвятыя Троицы, двухэтажная круглая с двумя галлереями, красивой архитектуры, внутренность верхняго храма отделана под мрамор. Здесь иконы: пресв. Троицы, Успения и преп. Сергия древния, перенесены из упраздненнаго Троицкаго монастыря; в последствие на оныя возложены жертвователями серебряныя ризы, также некоторая утварь и принадлежности из того же монастыря, да и самая церковь во имя Троицы деревянная оттуда перенесена сюда и существовала до вновь выстроенной сей последней. Нижняя галлерея церкви окружена колоннами, а под нею своды, под коими устроены склепы для погребения некоторых умерших. Церковь эта выстроена почетным гражданином Феодором Григорьевичем Черновым и для содержания ея штата вложена на вечныя времена достаточная сумма, для проживания же священно-служителей выстроен двух-этажной каменный дом со всеми принадлежностями.

 

— 40 —

5. Монастырь женский, во имя Казанской Божией Матери, недавно построенный вновь. В нем храм в тоже именование пятиглавый красивой архитектуры. Монастырь расположен в конце города на северо-восточной стороне его, и обнесен каменной стеною. Внутренность храма росписана свящ. изображениями, иконостас очень хорошей работы, иконы писаны академиками. Для помещения игуменьи выстроен каменный дом, для монахинь два двухэтажные корпуса. За оградой монастыря для священно-церковно-служителей каменные флигеля со службами и особое здание для богадельни. Для содержания духовенства вложена на вечныя времена приличная сумма, также на содержание штата монахинь вложена сумма, процентов с которой оне имеют получать ежегодно до трех тыс. рублей. Это капитальное здание выстроено иждивением во главе стоящаго у нас гражданина благотворителя, Елабужскаго купца Ив. Ив. Стахеева, — и общая ценность постройки со вложенным на обезпечение капиталом простирается свыше 300 тыс. р. серебром.

За сим я скажу о разных богоугодных и благотворительных заведениях, выстроенных разными жертвователями. Они суть:

Детский приют, расположенный на западном конце города. Это двух-этажное, красивое и огромное здание с двумя каменными флигелями и церковью. Здесь воспитываются до ста девиц, для содержания коих, начальствующих, законоучителя и для награждения при выпуске достойных девиц вложено на вечныя времена до 60 тыс. р. сер. в учрежденный для этой цели банк. Кроме того определена сумма на вечное поминовение Императора Николая 1-го и Императрицы Александры Феодоровны, в память которой приют именуется Александринским. Это истинно благотворительное заведение, принимая на воспитание бедных сирот всех классов, обучает их грамоте, закону Божию и разным рукодельям и выпускает уже, можно сказать, хозяйками, кои получив награждение составляют приличную себе партию. Из среды воспитанниц составлен певческий хор, стройное пение котораго привлекает много слушателей. При доме этом имеется довольно обширный фруктовый сад. Так как заведение это обезпечено на вечныя времена, то и память о благотворителе не умрет во веки. А построил и обезпечил его во всех вышеозначенных отношениях Елабужский почетный гражданин, покойный Федор Григорьевич Чернов.

 

— 41 —

Здание уездных мужскаго и женскаго училищ, — огромное двух-этажное каменное; в верхнем его этаже помещаются: мужское народное уездное училище, приличная библиотека и очень хорошенькая церковь, в нижнем этаже: женское училище 2-го разряда и квартира для смотрителя. В отдельных каменных корпусах, внутри двора, отстроены квартиры для законоучителя и преподавательниц училища. Все помещения не только удобны, но можно сказать даже комфортны. Архитектура этого разсадника просвещения такова, что мало чем уступит и губернским гимназиям. Честь, слава и вечная благодарность потомства да будут наградой этому поощрителю просвещения, — Елабужскому почетному гражданину, покойному Капитону Яковлевичу Ушкову!

Духовное училище, открытие котораго последовало вследствие ходатайства граждан, с тою целию, чтоб учащиеся духовные мальчики участвовали в церковном пении, из коих и составлен певческий хор. Дом для помещения училища пожертвован одним из граждан.

Городская больница, — каменное здание со всеми удобствами, а рядом — особый каменный дом с принадлежностями для помещения городоваго врача. Здания эти пожертвованы Обществу одним гражданином-благотворителем, который выстроил в городе несколько еще мостов. Этот благотворитель замечателен тем, что каждое приглашение к пожертвованию для общей пользы принимает с полной готовностью, и вообще на дело благотворительности смотрит с верной точки зрения.

Казармы для инвалидов, — огромное каменное трех-этажное здание с каменным флигелем для инвалиднаго начальника и многими службами, — построены означ. благотворителем Ив. Ив. Стахеевым.(*) Он же выстроил: каменный двух-этажный дом в центре города, в котором помещаются: Общественныя Присутственныя места, Общественный банк и Приходское училище; кроме того каменный Гостинный двор. Все эти здания пожертвованы им Обществу.

(*) Казармы эти в последствии по усмотрению Общества обращены в помещения резервнаго баталиона, а для помещения инвалидов и рекрут выстроены на счет Общества две деревянныя двух-этажныя казармы с магазином, кухней, канцелярией и другими службами.

 

— 42 —

Вторый каменный корпус лавок, подобный первому, построен другим гражданином-благотворителем и также пожертвован Обществу. Им же выстроена при Тюремном замке и церковь для арестантов, — в память события 4-го Апреля, избавления от опасности нашего мудраго Государя Императора.

Общественный Банк, отдельно от Приютскаго, открыт недавно с 12 тыс. р. с. основнаго капитала, обороты его в настоящее время простираются уже до 300 тыс. р. с. При учреждении его определено: с семи тысяч рублей по два процента раздавать на бедных жителей; тут же вложено на вечныя времена одними гражданином шесть тысяч руб., проценты с которых, согласно его воли, раздаются беднейшим жителям города пред праздниками Рождества Христова и святыя Пасхи.

Благотворители наши не ограничиваются одними местными благотворениями, они простирают оныя и на другие города и селения нашей необъятной России. Так один из таковых, вышепомянутый почетный гражданин Федор Григорьевич Чернов, пожертвовал значительную сумму на постройку в разных местах пяти каменных церквей со всею утварью, которыя церкви уже отстроены и богослужение в них производится. Потом он вложил в Кредитныя установления на вечныя времена 75 тыс. р. с. на проценты с которых должны строиться чрез каждыя пять лет постоянно храмы Божии, по усмотрению Начальства, в селениях инородцев преимущественно в двух соседних губерниях. Несколько таких церквей согласно воли завещателя уже отстроены. За тем им же пожертвовано на постройку церкви в форте Перовском 20 тыс. р. с. с приличным звоном колоколов. Другой благотворитель, достойный последователь перваго, вышеозначенный Елабужский купец Ив. Ив. Стахеев, выстроил на свой счет в разных губерниях и на Афоне до десяти каменных церквей, в числе коих в г. Бугульме соборный храм со всею утварью, соответствующею назначению. Имена этих благотворителей и споспешников к распространению христианства не умрут и в отдаленном потомстве.

За тем один из граждан наших выстроил на месте своей родины в 40 вер. от города народное училище и обезпечил содержание учителя на вечныя времена.

 

— 43 —

Водопровод существует в городе с 1833 года. Он устроен старанием одного уважаемого гражданина, не касаясь общественных сумм; из бассейнов, стоящих на всех площадях, довольствуется приятной и здоровой водой большая часть города. Этот водопровод имеет важное значение для жителей, каковым удобством пользуются не многие города в России.

 

В городе имеются следующие заводы: колокольный — старинное заведение, чугуннолитейный, гончарный, снастной, салосвечных три, восковых два, мыловаренный, пивоваренный и два пряничных.

 

В уезде Елаб. существует более 17-ти лет замечательный химический завод вышепомянутого почетнаго гражданина Капитона Яковлевича Ушкова. На этом заводе выработываются в большем количестве следующие красильные материалы: кромпик, купоросы, квасцы и кислоты — серная, азотная и соленая и др.; некоторыя из этих произведений отправляются за границу, на Запад и в Азию. Вообще все выработываемые продукты очень хорошаго достоинства, что и доказывается удостоенными на выставках несколькими медалями и Государственным гербом, дарованным заводу. В особенности владельцу завода делает честь следующее его открытие: во время Крымской войны был запрещен ввоз горючей серы из-за границы; так как продукт этот есть душа завода, то владелец, как человек деятельный и энергический, отправился на Урал для отыскания серы или минерала, который мог бы содержать в себе серныя части. Усилия его увенчались полным успехом: в дачах Кувшинскаго казеннаго завода открыл он колчедан серный, который как по сделанным химическим анализам, так и на самом деле оказался вполне годным для замены серы. Он арендовал местность содержащую этот колчедан, и теперь завод его решительно не имеет надобности в получении серы из-за границы, тем более, что колчедан не только удовлетворяет его потребности, но из остающихся при разложении его посторонних частей дает еще другие продукты. Этим открытием он дал толчек и вообще заводскому делу в России, потому что по примеру его и другие заводчики начали отыскивать и употреблять колчедан, который прежде был без всякаго употребления как камень ни на что не годный. В заключение результат этого открыты очень

 

— 44 —

важен, потому что имеет выгоды и для Государства. Серы в настоящее время выписывается из-за границы ничтожное количество в сравнении с прежним, тогда как прежде до колчедана платилась за оную значительная сумма денег звонкою монетою…

Еще в уезде нашем есть два винокуренные завода принадлежащие этому же деятелю с компанией, на которых выкуривается хлебнаго вина до 300 т. ведер. Ему же принадлежит стеклянный завод, где выделывается очень хорошее стекло.

Торговля местная здесь очень незначительна. Но производится она главным образом в других городах России и Сибири, также на более значительных ярморках, по Азиатской границе и даже в Туркестане. Наше торгующее купечество развитием мануфактурной торговли обязано исключительно вышепомянутому гражданину Ив. Ив. Стахееву, — все прочие ученики его в этом деле, — и теперь, как слышно, ни один уездный город в целой России не имеет таких обротов с Москвой по мануфактурной части, как наша Елабуга.

Этот коммерсант-учитель, назад тому 17 лет открыл торговлю в Сибири, пригласив к себе в компанию несколько лиц, и сделал — можно сказать — огромную там реформу тем, что со дня открытия торговли начал сбыт товаров на всех пунктах Сибири без запроса, а не произвольными ценами, как было там прежде и как есть даже и теперь не только в провинции, но и частию в столицах. Развитие и улучшение Сибирскаго дела принадлежит большею частию одному из граждан наших, управляющему делами Компании — человеку примерной нравственности. Он управляя неограниченно более десяти лет, при ежегодном жалованьи до пяти тысяч рублей, большую часть онаго употреблял на благотворительныя дела. Так, кроме разных пожертвований в Сибири, он выстроил в Мензелинске, на родине своей, женскую общину с церковью и помещением для монахинь. Скажу более: приобретая своим доверителям блага земныя, он в то же время в благодарность к Подателю тех благ заботился о приобретении негибнущих сокровищ: в Томске — центре Сибирской торговли — построил на счет Компании каменную часовню, в таком точно виде, как и Иверская часовня в Москве, с той

 

— 45 —

только разницею, что в Томской каждое воскресенье Преосвященный служит молебен с акафистом. Еще там же при приходской церкви построил для усиления церковных доходов корпус каменных лавок. Кроме того, в Ирбитской ярморке его же попечением выстроена внутри гостиннаго двора каменная часовня.

Для видимости считаю не излишним наименовать здесь все те города, в которых купцы наши имеют постоянную торговлю, а именно: в Иркутске, Красноярске, Томске, Петропавловске, Троицке, Златоусте, Екатеринбурге и Оренбурге, с другой стороны в Рыбинске, Саратове и других. В последнее время некоторые отправляли в Ташкент разных товаров и хлебнаго вина и обменывали оные большею частию на хлопок. Из этого можно заключить, что и там откроют вскоре постоянное дело, только желательно было бы, чтоб составилась компания по примеру Сибирской.

Общий годовый оборот торговли здешняго купечества простирается слишком на десять миллионов руб. сер. Первое и главное место занимают мануфактурные товары, за тем кубовая краска — индиго, издавна занимающая некоторых из наших купцов и промышленников. Далее: хлеба разных родов, сахар, чай, хлебное вино и прочие товары, полнаго каталога которых я, как неторгующий, представить не могу.

В городе, кроме общественных и благотворительных зданий, частных каменных домов более семидесяти. В числе каменных зданий есть дома и кладовыя покрытыя вместо железа опочным камнем. Строения эти безопасны от огня и представляют еще то удобство пред обыкновенными, что под сводами, на которых лежит крыша, образуется удобное и безопасное для жилья помещение. Такия крыши довольно красивы и так хорошо устроены, что дом будто покрыть одним целым камнем. В 1850 году во время общаго здесь пожара один такой постройки дом, в котором и доныне помещается Казначейство, остался невредим. Это изобретение принадлежит одному старожилу города, который по части строительной приобрел здесь известность. Желательно былобы, чтоб и другия местности России, изобилующия опоковым камнем, последовали этому полезному примеру.

 

— 46 —

Кстати: один из природных наших граждан — Шишкин — получил звание академика Художеств по части пейзажной, его произведения и в особенности пейзажи лесов получили известность и ценятся любителями изящнаго. Так, не давно на бывшем в С. Петербурге конкурсе он получил первую премию, на самый пейзаж тут же явились покупатели и купили за хорошую цену. В прошлом году во время путешествия герцога Лейхтенберскаго поднесли Его Высочеству здесь картину, вид города Елабуги, писанную этим художником масляными красками, которую Его Высочество принял благосклонно.

Город наш и в патриотизме не отстает от других городов России. Так, во время Крымской войны, граждане наши принесли на алтарь Отечества до 25 тыс. р. с. для военных надобностей, за что и получили двенатцать бронзовых медалей с особенною Высочайшею благодарностию.

Не могу умолчать о следующих двух пожарных случаях, весьма памятных нашему городу. Первый был 22 Августа 1850 года, в день коронации покойнаго Государя Императора Николая Павловича, когда все почти Общество было в загородной роще на гулянье. Ночью в это время вдруг занялся пожар и в отсутствие жителей произвел страшныя опустошения, на другой и на третий день снова повторялся и истребил в лучшей части города до 500 домов. Другой случай был во время последнего Польскаго возстания. Елабужские жители тогда целые два месяца находились в постоянном страхе от безпрестанных поджогов, которых было до девятьнадцати и большею частию во время дня, по тому что при усиленном со стороны граждан карауле невозможны были ночные поджоги. Но по неизреченному милосердию Божию и при дружной деятельности граждан, имеющих более десяти частных заливных машин, каждый поджег в самом его начале был прекращаем, так что жертвою огня сделалось всего семь домов и не в центре города. Произведенное следствие хотя и не открыло поджигателей, но нет никакого сомнения, что поджоги эти имели связь с пожарами Мамадышским и Симбирским.

Но при всей своей деятельности и предприимчивости купечество наше уделяет свободное время и на удовольствия. Так, у нас есть и клуб, устройство котораго и помещение так хорошо и комфортабельно,

 

— 47 —

что поспорить с каким угодно губернским. Средка бывают тут дамские вечера и танцы; а на летнее время устроен внутри города в общественной роще на красивом месте приличный воксал с хорошим помещением, где частенько сбирается для гулянья избранная публика и слышится музыка.

Заканчиваю мою историю количеством народонаселения г. Елабуги. В прошлом 1868 году в городе и примыкающей к нему слободе жителей обоего пола считалось 5701 душ. Почетных граждан 2, купцев первой гильдии 12, второй 104, мещан всего со льготными 1600 душ. Достойно замечания то, что в городе издавна не было и нет ни одного старообрядца, тогда как в окрестностях есть разные секты раскола, что и надобно отнести к особенному покровительству Промысла Божия.

Цветущее состояние города, как видно из описания моего, обязано исключительно дружному сочувствие между собою и благотворению граждан. Хотя количество благотворителей здесь и не велико, но за всем тем, можно надеяться, что дела благотворения не остановятся, а пойдут далее, потому что в виду нашем есть много достойных лиц, владеющих богатыми средствами, которые наверное в свою очередь пойдут но пути старших и будут подражателями их.


 

1 2 3 [4] 5


 

Публикации по теме:
Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина,
писанная им самим в 1867 году

В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин. 1792-1872
В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин, гражданин г.Елабуги
Архимандрит Иосиф. Обозрение Вятской епархии



Наверх
blog comments powered by Disqus