Обложка издания 1871 года
Обложка издания 1871 года
Обложка репринтного издания 1991 года
Обложка репринтного издания 1991 года

Другие публикации

Other publications

История города Елабуги

[1] 2 3 4 5

Иван Васильевич Шишкин

 

В письменной истории Елабуги существуют произведения, давно уже ставшие на местном уровне хрестоматийными. Понятно, что их необходимо читать и знать каждому, кто серьёзно интересуется прошлым нашего края.

К числу подобного рода «классических» трудов по истории Елабуги принадлежат очерки Петра Никитича Кулыгинского, историческая компиляция Ивана Васильевича Шишкина, антология его однофамильца Николая Ивановича Шишкина, обширный труд Василия Филипповича Кудрявцева, а также статьи и очерки ряда других авторов.

Хрестоматийность того или иного произведения подразумевает, кроме необходимости быть с ним знакомым, ещё и его доступность — большой тираж и невысокую стоимость, если речь идёт о бумажных изданиях. Но, к сожалению, труды названных авторов нельзя назвать доступными. Часть книг по истории нашего города, принадлежащих перу «классических» историков Елабуги, была переиздана в своё время небольшими тиражами Елабужским государственным музеем-заповедником или Елабужским государственным педагогическим институтом. Но другая и при этом значительно большая часть этого наследия никогда и никем не переиздавалась.

Одним словом, обычному человеку, не занимающемуся поиском редкой и букинистической литературы, найти и прочитать эти самые хрестоматийные произведения по истории нашего города и края оказывается достаточно сложно, а порой и вообще невозможно.

Когда мы говорим о доступности письменных источников по местной истории для читателей, то очевидно, что наиболее демократичным типом издания сегодня являются не бумажные, а электронные публикации в сети — и бесплатно, и без ограничений по тиражу.

Ниже мы публикуем хрестоматийную для нашей историографии книгу Ивана Васильевича Шишкина «История города Елабуги», изданную впервые в 1871 году в Москве «В Синодальной Типографии, на Никольской улице». Вторично её переиздали репринтом в Елабуге в 1991 году. Но сегодня оба варианта издания являются практически недоступными обычному читателю.

При подготовке работы И.В.Шишкина к электронной публикации были сохранены орфография и правописание подлинника, за исключением вышедших из употребления букв дореформенного алфавита — десятеричного «i», «ятей», «еров», «ижицы» и «фиты», которые заменены на соответствующие им современные буквы «и», «е», «ф». Безусловно, чтение не полностью адаптированного к современной орфографии текста требует определённых усилий, но взамен оно позволяет не только познакомиться с самим произведением, но и ощутить вкус другой, канувшей в Лету речи, — что немаловажно при попытке понять прошлое и жизнь наших предков.

Нужно сказать, что «История города Елабуги» И.В.Шишкина таит в себе множество непонятных для современного читателя, а порой и просто загадочных мест, которые требуют развёрнутого комментария, а в отдельных случаях даже подробного расследования. Однако такая работа по толкованию и расшифровке текста требует большого времени. Поэтому, по мере возможности, пояснения к историческому труду И.В.Шишкина мы будем публиковать не в форме кратких подстрочных комментариев, а в виде отдельных статей. Подстрочные комментарии в тексте публикации, помеченные звёздочками, принадлежат автору книги.

Пагинация, предоставляющая читателям возможность корректного цитирования «Истории города Елабуги» И.В.Шишкина, дана по изданию 1871 года.

А.Куклин, май 2013 г.

 

 

История города Елабуги.

На память добрым и благотворительным моим согражданам.


 


Вместо вступления. Краткий очерк г. Елабуги.
Глава I. От древних времен до взятия Казани.
Глава II. События от покорения Казани до Акаевскаго бунта.
Глава III. Акаевский бунт в здешней местности.
Глава IV. О бытности Пугачева в здешней местности.
Глава V. Современное состояние города.
Приложения.
Дозорныя книги дворцоваго села Тресвятскаго 1621 г.
Указ из Казанской Дворцовой Конторы о ловле рыбы про царский обиход...

 

— 1 —


Вместо вступления.

Краткий очерк г. Елабуги.

Елабуга, город Вятской губернии, расположена на правой стороне по течению реки Камы в двухверстном от нея разстоянии, на возвышенной покатисто-ровной долине. У подошвы города протекает река Тойма, на которой существует, принадлежащая городу, на четырех станках мельница. Весенний разлив воды простирается на десятиверстное разстояние и тем дает возможность подходить судам к самому городу для нагрузки разных сортов хлебом. Город расположен на песчаном грунте, а потому и воздух здесь постоянно сухой и здоровый; вода приятная и здоровая, проведена трубами из открытых вблизи города родников в устроенные в городе бассейны. Этою водою пользуется большая часть города.

Картина окрестностей города довольно привлекательна: перед ним раскинуты луга с озерами; с правой стороны видится у впадения р. Тоймы в Каму высокая гора с так называемым Чертовым Городищем; налево — обширный сосновый лес; за растилающимися пред городом лугами, прямо — величественная Кама, с быстро-бегущими пароходами и барками, нагруженными хлебом и разными изделиями, также разными Сибирскими металлами и минералами. Далее, за р. Камой виднеются несколько селений Уфимской губернии с церквами, роскошными лугами, засеянными полями, холмами и лесом. Все это, взятое вместе, составляет ландшафт приятный для глаз.

Если взглянуть на город с р. Камы, то вид его произведет также приятное впечатление: вы увидите на довольно-большом

 

— 2 —

возвышении набережную города, на которой стоят одна за другою и почти в равном друг от друга разстоянии четыре каменныя церкви, хорошей архитектуры, и тянутся по одной линии с набережной и течением Камы; дома большею частию каменные; в числе последних встретите много таких, которые составили бы красу не только уездному, но и губернскому городу.

Вот краткий очерк местности и города Елабуги в его настоящем виде! Я, как старожил своего города, находясь в преклонных летах, хочу на память потомству разсказать историю своего роднаго города от начала его, и намерен постепенно довести разсказ свой до настоящего цветущаго его состояния.

Единственным побуждением к этому труду была только одна естественная моя любовь к родине, — на цели и звание ученаго я не претендую, — а потому и уверен, что читатель извинит мне все недостатки относительно слога и течения мыслей, какия найдет, может быть, в моем описании.

Историю города Елабуги мы разделим на несколько периодов, а по ним и глав.

 

— 3 —


Глава I.

От древних времен до взятия Казани.

История большей части народов начинается только спустя несколько столетий после того, как были положены основания их будущему развитию. О первых временах их имеются лишь одни разсказы, или изустныя предания, передававшаяся из поколения в поколение в течении долгаго времени.

О самых первых временах селения или места, из котораго образовался город Елабуга, и о народах, населявших эту местность, собраны в течении многих лет только некоторыя изустныя предания и известия в печ. книгах и рукописях, на основании которых я начинаю историю г. Елабуги.

В одной местной, новейшей рукописи, содержащей историю города Елабуги, утверждается, что в древности «на том месте, где теперь Чертово городище, стоял город Гелон, до котораго доходил Персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за Скифами, и что, проведя зиму в городе, он его выжег и возвратился отсюда в свое государство». На этом же месте, где был Гелон, полагается древний Болгарский город Бряхимов.

В Вятской истории г. Вештомова гл. 11. о том же сказано так: «город Бряхимов в древности назывался Гелон, до котораго доходил Персидский царь Дарий, гнавшись за Скифами за 512 лет до P.X., и оный выжег; в последствии город сей назван Болгарами «Бряхимовым» по князе Абдряхиме, жившем в нем».

Эти сказания подтверждаются и Новейшим землеописанием Российский Империи, С. Петербург 1818 г., где говорится, что на месте Елабуги, по всей вероятности, находился в древности город Гелон,

 

— 4 —

до котораго доходил Персидский царь Дарий Истасп, гнавшись за Скифами.

Что на месте «Чертова городища», находящегося от Елабуги в одной версте, был город Бряхимов, это очень вероятно. Когда князь Андрей Боголюбский в 1164 году разграбил Болгар и взял по Волге и Каме пять городов, тогда в числе их овладел и славным Бряхимовым, который, как видно, и тогда уже назывался славным; — следовательно имел против прочих городов и другия преимущества, кроме торговли, что доказывается и тем, что другие Болгарские города, исключая их столицы «Болгары», никаких после себя признаков, кроме одного названия, не оставили, как-то: Биляр, Жукотин и другие. А на предполагаемом месте славнаго Бряхимова есть довольно причин для названия его славным особенно в те времена: он имел крепость, окруженную тремя валами, с четырьмя башнями, построенную из дикаго камня очень прочно и искусно; остатки этой крепости подтверждаются многими учеными и путешественниками в их описаниях, да и теперь еще есть остатки одной башни, фундаменты стен и других башен(*). Все это видимо доказывает существование укрепления. Почему же нельзя придти к заключению, что город Бряхимов был на указанном месте и, как город укрепленный, мог справедливо называться славным?

Ко взятию Бряхимова относится и чудесное видение от иконы Владимирския Божия Матери, находившейся в стане у князя Андрея Боголюбскаго, пред которою он, со всем воинством, со слезами молился, изъявляя за важную победу свою искреннюю благодарность Богу.

Места чудес Божиих свято почитаются всеми православными христианами, которые на них указывают с особенным благоговением и строят здесь храмы и часовни; но чудесное явление, в воспоминание котораго учреждено торжество 1-го Августа Грекороссийскою Церковию, более 700 лет не имеет никакого священнаго памятника. Причина сего та, что место Бряхимова и взятие его, сопряженное

(*) Остатки разрушающейся башни ныне некоторыми Елабужскими гражданами возобновлены, со вложением чугунной доски с надписью.

 

— 5 —

с чудесным видением, по cиe время остается для многих как будто неопределенным. История Карамзина впрочем положительно определяет существование Бряхимова на реке Каме, не разбрасывая произвольно по той и другой стороне Волги без всякаго вероятия, как делают некоторые историки, так например: Татищев указывает Бряхимов на устье реки Суры, где ныне стоит город Василь-Сурск; Голиков указывает на Болгары; Мальгин полагает, что Бряхимов стоял на том месте, где ныне Нижний-Новгород. В Истории же Карамзина, т. 2. гл. XVI, значится: «князь Андрей Боголюбский, оскорбленный соседственными Болгарами, разбил их войско многочисленное, взял знамена и прогнал князя. Возвратясь с конницею на место битвы, где пехота Владимирская стояла вокруг Греческаго образа Богоматери, привезеннаго из Вышегорода, Андрей паль пред святого иконою, со слезами изъявлял свою благодарность Небу; и желая сохранить память сей важной победы, установил особенный праздник, до ныне торжествуемый нашею Церковию. Россияне завладели на Каме славным Болгарским городом Бряхимовым и несколько других городов обратили в пепел». Не ясно ли из этого видно, что Бряхимов стоял именно на Каме и что он был город укрепленный и потому слыл славным? В этой же главе, в 347-м примечании, подтверждается установление означеннаго торжества.

А в Четь-минеи и в Памятнике событий в Церкви и Отечестве говорится: «Князь Андрей Георгиевич Боголюбский воевал с Болгарами, а Греческий император Мануил — с Сарацинами, и оба одержали в один день над врагами победы, и оныя победы отнесли к случившемуся лучезарному явлению от иконы Спасителя и Богоматери; лучи пресветлые, аки огненные исходили и весь полк осиевали, и поэтому Цареградский патриарх Лука с митрополитом Киевским Константином и Ростовским Нестором постановили в вечное воспоминание сего важнаго явления в Грекороссийской Церкви ежегодное празднование 1 Августа».

По всему вероятию, и по оставшимся признакам укрепления оказывается, что Бряхимов должен быть на той горе, где ныне Чертово городище, — видимые остатки котораго до сего времени указывают, что тут имелась крепость, окруженная тремя валами и тремя рвами, и цитадель с каменною стеною и четырьмя башнями;

 

— 6 —

почему он и не был так доступен, как другие города, неимевшие укреплений. Самая столица Болгар также крепости не имела. По этому можно наверное заключить, что Болгары на одну Бряхимовскую крепость могли иметь надежду в защите, могли в нее собраться в большем количестве вместе с князем, при котором могло быть многочисленное войско, от чего могло произойти важное сражение, которое и кончилось важной победой для Русских, взятием Бряхимова, после чего князь Андрей Боголюбский со слезами приносил теплую молитву со всем своим воинством; можно полагать, что это было под Бряхимовым, именно на той горе, где теперь Чертово городище, т.е. в одной версте от города Елабуги. Разсматривая местность и соображая удобства и неудобства оной, надобно допустить, что место стана Русских было по всей вероятности там, где в настоящее время город Елабуга. Потому что места, окружающия крепость Бряхимова, представляют следующее: крепость находится на высокой горе; с восточной стороны утес, а с южной река Кама и тоже утес, с запада лес, — места для стана неудобныя и без воды; северо-же восточное место ровное и сухое, по которому протекает речка Буг и Тойма, а за нею отличные луга, представляли все удобства для стана. И потому не на этом ли месте находился стан, а в нем и икона, от которой произошло чудесное явление? Если стан находился здесь, то можно предполагать, соображая по удобству местоположения, что центр стана находился на том месте, где впоследствии для иконы Всемилостиваго Спаса воздвигнут был и храм.

Такое значение города Бряхимова, как важной крепости Болгарской, невольно приводить нас к мысли: не из древних ли остатков города Гелона возникла эта важная Болгарская крепость? Хотя это покрыто неизвестностию, но если точно Персидский царь Дарий, чрез такое великое разстояние, гнался за Скифами до реки Камы, то, вероятно, что нибудь имел в виду нужное и важное для себя. И неудивительно. Если он знал, что здесь есть город и крепость — что в те времена было редкостью, — то столь далеко гнавшись за Скифами Дарий решился конечно уничтожить эту крепость, и тем обессилить Скифов в самом их отечестве и на всегда обезпечить себя на будущее время от их

 

— 7 —

набегов. Допуская разорение этой крепости Дарием, от Гелона мы должны предположить остатки укрепления, которыми Болгары могли воспользоваться, исправить их, устроить и образовать город Бряхимов, где потом и защищались от Андрея Боголюбскаго, так как у них была только одна эта важная крепость. И если бы ее строили вновь сами Болгары, то наверное оне позаботились бы об укреплении прежде своей столицы на Волге, а не отдаленнаго от нея какого нибудь уголка, как Бряхимов. Кроме этого предположения, древность постройки явствует и из того, что цемент ея фундамента так затвердел, что сделался крепче некоторых камней.

Что же касается до разорений Бряхимова, то они, как видно, случались неоднократно. История говорит, что, кроме Князя Андрея Боголюбскаго, Батый разорил Болгарское царство и множество городов онаго; а Бряхимов, будучи богаче других и слывя славным, мог более всех других соседственных городков привлекать сих завоевателей.

В одной Татарской рукописи, приобретенной в Уфимской губернии г. Вельяминовым-Зерновым и им переведенной и отпечатанной в Записках Археологическаго Общества т. 13, Спб. 1859 г., описывается найденный им близ Уфы древний Монгольский памятник, и то, как Магометане приводили идолопоклонников к своей вере, а в том числе и Камских Болгар. Это происходило в XIII веке, при Монгольском хане Узбеке. Далее в рукописи значится: «еще с северной стороны реки Белой, на устье Тоймы из Содома т.е. Алабуги (на Греческом языке Алабугой называют рыбу). (*) Это был очень большой город, его основал Искандер-Зуль-Карнеин, ныне он также, как и город Болгары, разорен Темир Аксаком».

(*) Белой рекой Татары называют не только реку Белую, но и Каму. А река Тойма, впадающая в Каму, протекает у подошвы города Елабуги. Вероятно, существовала какое нибудь народное предание, на основании котораго писатель Татарской летописи Шерифуддин сравнил Елабугу с Содомом. В Книге Большаго Чертежа, издание Спасскаго М. 1846 года, стр. 148 сказано: а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме «град Чертов», к тому слову в Древней Российской идрографии прибавлено: «Елабуга тож».

 

— 8 —

Разорение города Бряхимова Темиром в конце XIV века должно быть последнее и, так сказать, окончательное, а после онаго в остатках крепости поселился называемый народом волхв, похожий на Греческих оракулов. В Греции были времена, в которыя без указания и прорицания оракула, в особенности Дельфийскаго, никакия государственныя дела не делались; подобно этому и в здешних народах было тоже верование в обманщиков, кудесников, которые выдавали себя за чародеев, имеющих сообщение с невидимыми духами.

 

В местной летописи говорится: в оставленных жителями Бряхимова каменных опустелых зданиях, поросших кустарником и березами, поселились гады, идольские жрецы и божество их — змий, и основалось на том месте славное в те времена идольское капище. Высокая гора, готовыя здания, выгодное местоположение для жрецев идольских были редкою находкой, и самое течение реки Камы благоприятствовало их видам. Здесь с противоположнаго берега вода стремится к горе с ужасной силой, и плывущия суда даже и ныне должны с возможным старанием держаться по течению леваго берега, дабы, по неосторожности своей, не сделаться жертвою волн; и в то время столь сильным напором прибивало суда прямо к утесу горы и разбивало их о камни, находящиеся под водой, — каковое место и ныне известно под именем быка; место это находится немного ниже впадения реки Тоймы в Каму.

 

Капище жрецов стояло у самой подошвы горы, и они при таком положении реки Камы не упустили случая воспользоваться частым разбитием судов. Плаватели приписывали несчастные случаи волшебству жрецов и в том утверждали подобных себе; это на плывущих наводило такой страх, что все они, не исключая и христиан, приносили жрецам дары. Получая таковыя и зная опасныя места, жрецы отводили суда и тем избавляли от опасности и самой гибели. Ко всему этому, жрецы взяли на себя обязанность исцелять болезни и даже предсказывать будущее, уверяя суеверных, что внутри капища обитает ужасной величины змий, которому безчеловечные жрецы приносили будтобы в жертву даже людей для умилостивления его.

 

— 9 —

Народы идолопоклонники здесь обитавшие: Чудь, Черемиса, Вотяки стекались для молений своих с жертвоприношениями к капищу столь прославившему себя, как к центру своей идолопоклоннической веры, даже и магометане приходили сюда не для того, чтобы поклоняться змию, — они уверовали в своего лживаго пророка, но чтоб исцеляться от болезней и узнавать будущее, каковое суеверие в простом народе есть, так сказать, всеобщее. Слышно, что идолопоклонники, принявшие магометанство, и поныне ходят на гору поклониться там праху какого-то своего святаго, который тут похоронен, но ни имя, ни место его погребения неизвестно; конечно, они имеют свои религиозныя причины скрывать и то и другие.

Слава о капище и жрецах распространилась далеко и достигла двора Казанских царей, под властию коих находился тогда здешний край. Давно уже они боялись силы могущественной России, а потому пред войной с Московским царем Иоанном IV — должно полагать 1547 года — царица Казанская Сумбека, отправила своих послов спросить здешних жрецов: чем кончится эта война? Вот о том сказание, взятое из Истории о Казанском царстве (Спб. 1791 г.), гл. 34. «В некотором улусе на берегу реки Камы стоял небольшой каменный городок, — остаток древних Болгар, в нем обитал некогда бес, который творил разныя чудеса, привлекал со всех сторон Черемис и Татар, принимал жертвы, и, на подобие древних языческих оракулов, предрекал судьбы людей. Сей прорицатель исцелял также многих от тяжких болезней; но как скоро плывущие по реке, не исключая и самих христиан, ничего не хотели принести ему в дар, то он тотчас же умерщвлял их, топил суда, наносил различный вред, и до того простирал свое мщение, что уже никто не смел приближаться к городку, не заплатив дани. Вопрошающим отвечал он невидимо чрез жрецов своих; одним предсказывал здравие и долгую жизнь, другим болезни, бедствия, погибель и покорение их земель; готовившиеся на войну вопрошали его: возвратятся ли они с добычей, или нет? Бес всегда открывал судьбу их. Наконец Казанская царица Сумбека послала к нему своего знаменитейшаго вождя спросить: победит ли она Московскаго царя? Вождь Сеит, прибывши сюда, пал на землю

 

— 10 —

и молился с бесовскими служителями в продолжении девяти дней, но все было напрасно; в десятый день они услышали голос сатаны в капище, что они напрасно тревожат его и что сам он, отгоняем будучи силой Христовой, удаляется и что вскоре воцарится тут вера Христианская. Голос умолк, — и огненный змий в черном дыме поднялся из внутренности капища и в виду всех тут бывших, устремив полет свой на запад, скрылся (*).

В Опыте Казанской истории Рычкова Спб. 1767 г. о том же событии говорится следующее: в некотором улусе, на высоком берегу Камы, в небольшом кам. городе жил волхв. Казанская царица Сумбека посылала туда своего духовнаго Сеита вопросить беса: одолеет ли она Московскаго государя? По многих днях и жертвах ответа никакого не было; а на десятый день в виде густаго дыма вылетел огненный змий и таково сказал слово: «лучше ему не докучайте, он отходит прочь, прогоняем будучи силою Христовою; здесь воцарится вера христианская»; и затем улетел на запад!

А что в здешних местах с самых отдаленных времен проживали народы идолопоклонники, тому служат ясным доказательством оставленные ими после себя памятники их времен, находимые в земле близ г. Елабуги в разныя времена, как-то: медные топоры, ножи и прочия орудия; также в недалеке от упоминаемаго капища, в поле, найдено было крестьянином изображение животнаго, величиной вершка в полтора, отделанное очень чисто, но, из какого металла и какое животное, — разобрать невозможно: голова похожа на змеиную, а прочия части — на барана, внизу вместо ног вделаны кольчики. Изображение это, находясь в земле, конечно не один век, нисколько не пострадало от времени, и, как редкость, находится теперь в Казанском Университете.

При разрытии кургана, находящегося от г. Елабуги в пяти верстах, на окраине лугов недалеко от Камы, слывущаго под названием Могильника, найдено много скелетов, разных

(*) Верование в огненнаго змия с дымом будет понятно тем, которые прочтут статью г. Афанасьева, под заглавием: Зооморфическия божества у Славян, — отпечатанную в Отечественных Записках 1852 г. за Февраль месяц в отделении наук и художеств.

 

— 11 —

металлических инструментов и оружия, а также и украшений. Все это подробно описано г. Алабиным, в Вестнике Императорскаго Географ. Общества I860 г. часть 29, N 6-й, где ясно доказывается, что здесь жители находились с древнейших времен и, вероятно, это были Скифы; подтверждением чему служат найденный здесь каменныя орудия первобытных времен, приобретенныя археологом П.И.Лерхом, бывшим здесь в 1864 году.

По всем сим данным никакого нет сомнения, что в древности жили здесь Скифы и могли иметь город или городок. После Скифов поселились здесь Болгары — это доказывается вышеприведенными историческими фактами: они-то и могли возобновить древний Гелон, назвав его Бряхимовым, который, по вышеписанным обстоятельствам, мог быть неоднократно разоряем. После же разорения его Темиром, в оставшейся крепости поселились волхвы; это на той горе, где и ныне находятся развалины, называемыя «Чертовым городищем».

За всем вышеписанным, остается еще неопределенным: когда именно поселились в здешней местности христиане? после известнаго взятия Казани, или ранее онаго? По некоторым обстоятельствам можно полагать, что здесь и ранее уже жили христиане. Вот что говорится о том в Вятской Истории Вештомова: «Новгородская вольница в XII столетии отправилась отыскивать привольных для жизни мест: она спустилась по Волге до Камы, завела селения на берегу оной; часть ея поднялась до устья Осы и потом пошла к Вятке, пришла на р. Чепцу и т.д., а оставленные на Каме товарищи опасаясь, быть может, соседних Болгар, решились искать других для себя местностей и поплывя по Вятке дошли до Черемискаго города Коларова (что ныне Котельнич), и завладели оным». Но все ли с Камы ушли? Некоторые из числа их, видя привольныя места, могли остаться и поселиться на р. Каме, — следовательно и в здешней местности.

Таковыя посещения Новгородцами Камских берегов были неоднократны. Известно по Истории, что славный их вождь Александр Абакумович в 1364 году на 150 ладьях ограбил много селений по Волге и Каме, и тогда многие из них возвратились

 

— 12 —

восвояси обратно; но некоторые могли тоже остаться и присоединиться к своим прежним туземцам.

Далее в Вятской Истории говорится: «в 1374 году такую же участь потерпели Камские жители Болгары и город Бряхимов». А в 1498 году, по повелению Великаго князя Иoанна, собралась великая рать под Котельннчем: из Москвы, Галича, Вологды, Устюга и Кичмей, предводителями их были воеводы Московские и князь Иван Звенец — Устюжский; они шли берегом р. Вятки землею Черемискою до Камы, Темлуги и перевоза Татарскаго, откуда поворотили Камой до Белой Воложки, разрушая все огнем и мечем. Татары, привычные к нападениям в чужих землях, не умели защищать своих. Перехватив на Каме множество богатых купеческих судов, Русские с знатной добычей возвратились чрез великую Пермь в Устюг и Москву. Таковый обширный поход Русских охватывал всю Каму вверх по ея течению. Хотя город Бряхимов теперь не упоминается: но из этой Новгородской вольности, Москвитян и Устюжан могли некоторые остаться и потом присоединиться к прежним поселенцам из Русских на той местности, где существует ныне Елабуга.


 

[1] 2 3 4 5


 

Публикации по теме:
Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина,
писанная им самим в 1867 году

В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин. 1792-1872
В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин, гражданин г.Елабуги
Архимандрит Иосиф. Обозрение Вятской епархии



Наверх
blog comments powered by Disqus