Церковь лейб-гвардии Егерского полка
Церковь лейб-гвардии Егерского полка Построена в 1849-1855 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881)
Церковь лейб-гвардии Егерского полка
Церковь лейб-гвардии Егерского полка

Другие публикации

Other publications

Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь

Альбом одной фотографии

 

 

Лет несколько тому назад к нам в руки попали сканы, сделанные с негативов, выполненных на стеклянных пластинах большого размера. Это были фотографии с видами дореволюционной Елабуги. Качество их было потрясающим: снимки можно было разглядывать почти без конца, открывая всё новые и новые подробности и детали.

К сожалению, о происхождении этих фотографий известно очень мало. Человек, который предоставил нам сканы, пожелал остаться неназванным и сообщил, что подлинники стеклянных негативов принадлежали в своё время елабужскому фотографу Михаилу Карповичу Петрову (дореволюционные открытки с видами Елабуги из его собрания мы уже публиковали в альбоме «Елабуга. Начало ХХ века»).

Исторические фотографии подобного качества, безусловно, представляют интерес как для историков и краеведов, так и для простых зрителей. Тем более, если на них запечатлены объекты, которые давно не существуют, а мы имеем возможность не только увидеть их, но и рассмотреть подробно, со множеством деталей.

Ниже мы публикуем первую из этих фотографий вместе с несколькими фрагментами, позволяющими рассмотреть детали снимка. На ней запечатлён Елабужский Казанско–Богородицкий женский монастырь. Кроме того, подобным же образом — каждая в отдельном альбоме, где будет представлена не только сама фотография, но и несколько её фрагментов, — будут даны снимки Троицкой кладбищенской церкви, улицы Казанской с видом на аптеку Ватеркамфа, Покровской церкви, а также пристани на Каме.

Определить точную датировку этих снимков без дополнительных данных затруднительно. Вероятнее всего, все они были сделаны в первое десятилетие XX века.


* * *

Чтобы наши читатели могли лучше рассмотреть подробности публикуемых фотографий, все они даны в размере 1800 пикселей по длинной стороне. При клике мышкой по фотографии небольшого размера она открывается во всплывающем окне в большем размере. Но и здесь, в свою очередь, существуют ограничения по величине: скрипт, открывающий фотографию, подгоняет её размер под высоту экрана. Однако в правом нижнем углу увеличенной фотографии можно увидеть иконку из четырёх стрелок — кликнув по ней мышкой, вы, наконец, откроете полноразмерную фотографию и сможете рассмотреть все детали представленного вашему вниманию снимка.

 

Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь
Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь. Общий вид

История монастыря начинается в 1850 году, когда купец Григорий Иванович Стахеев обратился к епархиальному начальству с предложением устроить в городе Елабуге женский монастырь, обещав обеспечить будующую обитель необходимыми средствами.

Колокольня монастырского храма во имя Казанской иконы Божией Матери
Колокольня монастырского храма во имя Казанской иконы Божией Матери

Однако сам Григорий Иванович не дожил даже до начала строительства монастыря. Он скончался в 1851 году. А постановление Синода об учреждении в Елабуге женского монастыря было принято только в 1855 году. Император Александр II утвердил это постановление в следующем 1856 году. Строительством монастыря пришлось заняться Ивану Ивановичу Стахееву — «на счет капитала переданнаго ему на сей предмет, по духовному завещанию, братом его, купцом Григорием Стахеевым».

Колокольня
Колокольня

Строительство началось в 1856 году и продолжалось 12 лет. Денежные средства, кроме оставленных по завещанию Григорием Ивановичем Стахеевым, выделяли Иван Иванович Стахеев, Дмитрий Иванович Стахеев (купец, а не писатель) и Пётр Капитонович Ушков. Суммы, израсходованные на постройку обители, назывались позднее самые различные: и 300 тысяч рублей, и 500 тысяч, и так по нарастающей — вплоть до миллиона.

Фрагмент колокольни
Фрагмент колокольни

Монастырь строился по проекту архитектора Г.Боссе. Немец, родившийся в Риге и умерший в Дрездене, Гаральд Юлиус фон Боссе (1812-1894) большую часть своей жизни провёл в России. Здесь он принадлежал к числу известных архитекторов XIX века и даже, начиная с 1858 года, занимал должность архитектора императорского двора. По его проектам было построено множество особняков в Санкт-Петербурге и немалое количество храмов в различных городах России.

Ворота обители и монастырский храм
Ворота обители и монастырский храм

Через 18 лет после того, как Григорий Иванович Стахеев выразил желание устроить в Елабуге женскую иноческую обитель, состоялось торжественное открытие монастыря. Произошло это 9 сентября 1868 года.

«Для сего торжества приезжал из г.Вятки Преосвященный Вятский Аполлос с благочинным монастырей архимандритом Иосифом и со всей своей свитой. При многолюдном стечении народа совершено было освящение главного престола в храме трехпрестольном; за литургией Его Преосвященство произнес назидательное слово...»

Надо полагать, что для провинциального городка событие это было грандиозным.

Грандиозный пятиглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери
Грандиозный пятиглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери с шатровыми куполами

В октябре того же года «Вятские Епархиальные Ведомости» напечатали торжественное «Поучение», с которым выступил на освящении монастырского храма епископ Вятский и Слободской Аполлос. В небольшом примечании к речи Владыки архимандрит Иосиф, тогдашний редактор «Вятских Епархиальных Ведомостей», писал: «По внешнему виду храм Елабужскаго женскаго монастыря есть точная копия С.-Петербургской Конно-егерской церкви».

Одна из боковых главок
Одна из боковых главок

Похоже, что так оно и есть. Правда, сама церковь во имя священномученика Мирония при лейб-гвардии Егерском полку не сохранилась. Она, как и елабужская монастырская церковь, была уничтожена в годы советской власти. Но остались фотографии, которые позволяют убедиться в том, что столичная Мирониевская и провинциальная Казанско-Богородицкая церкви — если и не полные близнецы, то, во всяком случае, строились по одному проекту.

При внимательном рассмотрении и сравнении фотографий довольно легко обнаружить различия архитектурных деталей и декора двух храмов, но в целом архимандрит Иосиф был прав. Кстати: петербургская трёхпридельная Мирониевская церковь была построена в 1849-1855 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона.

Фотографии Мирониевской конно-егерской церкви мы разместили в самом начале альбома — справа на полях.

Башенка у ворот
Башенка у ворот

Впрочем, обвинять Г.Ю.фон Боссе в плагиате не стоит. Действительно, Константин Тон был создателем «русско-византийского» стиля в архитектуре и он же придумал строить пятиглавые шатровые храмы. Кроме того, по поручению правительства он подготовил и издал типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, чтобы архитекторы в империи придерживались одинаковых форм и стиля. Удивительно ли, что в итоге петербургская Мирониевская и елабужская Казанско-Богородицкая церкви, несмотря на проекты разных авторов, оказались настолько похожими, что архимандрит Иосиф счёл их «точными копиями».

А это, надо полагать, бредут домой крестьяне одной из пригородных слобод
А это, надо полагать, бредут домой крестьяне одной из пригородных слобод

Но вернёмся к монастырю. Женская православная община в Елабуге была создана в 1856 году и начала действовать одновременно с началом строительства монастыря. В синодальном определении было указано: «Установить в обители чин, порядок и устав общий всем другим монастырям... быть в ней игумении, в качестве настоятельницы и пятнадцати сестрам...»

И снова монастырские ворота. В левой привратной башенке располагалась часовня
И снова монастырские ворота. В левой привратной башенке (с открытыми дверями) располагалась часовня

Однако, начавшись со столь небольшой общины, елабужская обитель буквально через полстолетия превратилась в крупный монастырь. В 1917 году в нём проживало уже не 15, а 295 насельниц — монахинь и послушниц. В основном это были дочери крестьян и мещан из Елабуги и уезда. Правда, тогдашний Елабужский уезд был раз в десять больше сегодняшнего Елабужского района.

Надвратная икона Казанской Божией Матери с предстоящими ангелами
А рядом с ней была надвратная икона Казанской Божией Матери с предстоящими ангелами. Перед ней висела лампада

Как пишет казанский историк А.Елдашев: «В начале XX в. Елабужский монастырь считался одним из самых благоустроенных в Вятской епархии. К 1917 г. он имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо». И добавляет: «Но после октябрьских событий этому благополучию пришел конец».

Правая башня монастырских ворот
Правая башня монастырских ворот

Монастырь закрыли в 1928 году. В 1930 году была уничтожена Казанско-Богородицкая церковь — по причине, как сказано в письме Елабужского Городского Совета, «осторого недостатка в кирпиче» на стройках социализма.

Но разрушали не только храмы. В Елабуге не сохранилось ни одной могилы Стахеевых, этих строителей монастыря из некогда обширного и богатого купеческого клана, — они были уничтожены вместе с кладбищами. А памятники и надгробные плиты со старого городского (Троицкого) и монастырского кладбищ легли в качестве фундаментов в основание социалистических бараков, частных банек и сараев. — На страну наступало светлое будущее.

А так выглядит Елабужский Казанско-Богородицкий монастырь сейчас
А так выглядит Елабужский Казанско-Богородицкий монастырь сейчас, в июне 2013 года Фото А.Куклина © 2013

Однако на этом история елабужской иноческой обители не закончилась.

В 1995 году монастырская община вновь стала действующей. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была отстроена заново, правда, в более скромных масштабах, чем до революции. А 31 октября 2012 года митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий освятил новый храм и отслужил в нём первую литургию.

Сегодня восстановленную женскую обитель населяют семь монахинь и несколько послушниц.

 

 

Дополнения

В дополнение к основной фотографии, которой посвящён альбом, мы разместили ниже три почтовые карточки (открытки) с изображением Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря из фондовых коллекций Елабужского государственного музея-заповедника, а также письмо, адресованное одной из насельниц монастыря, — из нашего архива.

Елабуга. Женский монастырь
Елабуга. Женский монастырь Почтовая карточка (Из фондов ЕГМЗ)

Конечно, изображения на этих открытках по качеству проработки и детализации не идут ни в какое сравнение с той основной фотографией, которую мы представили в этом альбоме. Однако и эти карточки, больше напоминающие рисунки, сделанные на основе фотографии, чем фотографические изображения, позволяют получить представление о монастыре в целом и о зданиях на его территории. Кроме того, их даже удобнее сравнивать с той открыткой, на которой изображена Конно-егерская церковь в Санкт-Петрбурге.

Елабуга, Женский монастырь
Елабуга, Женский монастырь Почтовая карточка. Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми. (Из фондов ЕГМЗ)

Если предыдущая открытка не имела никаких пометок на реверсе, то у этой почтовой карточки на оборотной стороне значится, что она выпущена «Товариществом А.Ф.Леденцовой с Сыновьями». Известно, что это товарищество было елабужским торговым домом, который специализировался на галантерейных товарах. А попутно, как видим, занимался ещё и издательской деятельностью.

Елабуга, Женский монастырь
Елабуга, Женский монастырь Почтовая карточка. Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми. (Из фондов ЕГМЗ)

Здесь представлен раскрашенный вариант предыдущей открытки с аналогичной пометкой на реверсе: «Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми». Очевидно, что в основе обеих почтовых карточек лежал один и тот же фотоснимок.

Конверт письма, адресованного в елабужский монастырь монахине матушке Александре
Конверт письма, адресованного в елабужский монастырь монахине матушке Александре

И в завершение рассказа о монастыре — небольшой документ из нашего личного архива. Это — письмо, адресованное одной из насельниц обители, монахине Александре. На конверте надпись: «Г-дъ Елабуга въ Монастырь Свечной З-дъ Матушке Александре», что в переводе на современный язык означает: «Город Елабуга, в Монастырь. Свечной Завод. Матушке Александре».

Текст письма Н.А.Анюнова(?) к матушке Александре
Текст письма Николая Алексеевича Анюнова(?) к матушке Александре

Сохранилось и само письмо:

«Здравствуите мать Александра и мать Еликонида и другия Кланяюсь и посылаю книшки которыя вы мне давали почитать благодарю за них только извините что я немного замарал получите салфетку и ведерко

Как работает Ваш паровик и затем Желаю всего благополучия в делах ваших

Извесный вам Николай Алексеич Анюнов

1912 Марта 21го чис.»


Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь


Наверх
blog comments powered by Disqus