Иван Васильевич Шишкин, гражданин г.Елабуги.
В.К.Магницкаго
Представляем вторую статью В.К.Магницкого о Шишкине — «Иван Васильевич Шишкин, гражданин г. Елабуги». Значительно большая по объёму, чем первая, эта работа даёт нам представление о рукописном наследии Ивана Васильевича, с которым — ещё по свежим следам — имел возможность ознакомиться Василий Константинович Магницкий.
Именно в этой статье В.К.Магницкий предпринял попытку текстологического анализа книги И.В.Шишкина и пришёл к выводу, «что рукописи П.Н.Кулыгинскаго и послужили материалом для истории г. Елабуги И.В.Шишкина». Затем выводы эти были повторены авторами антологии «Краеведы Елабуги» (2007 г.).
Однако, думается, что реальная картина влияний и заимствований, прямых и раскавыченных цитат из различных источников, а также композиционного построения и текстуальных отношений с очерками П.Н.Кулыгинского в исторической компиляции И.В.Шишкина на деле являет собой значительно более запутанную и сложную картину. Очевидно, что кроме «рукописей Кулыгинского» И.В.Шишкин использовал обширный круг литературных источников, которые также послужили материалом для его «Истории города Елабуги».
Стоит также сказать, что биографические очерки В.К.Магницкого были юбилейными и вышли к столетию со дня рождения Ивана Васильевича Шишкина. И, насколько нам известно, дата эта более никак и никем не отмечалась. А после неё фигура нашего оригинального и выдающегося земляка долго не привлекала ничьего внимания, пока, наконец, в 80-е годы прошлого века в связи с 200-летием Елабуги не начали вновь говорить об историческом наследии нашего города. Тогда же вспомнили Ивана Васильевича Шишкина, но уже напрочь забыли работы о нём В.К.Магницкого...
А.Куклин, июнь 2013 г.
Иван Васильевич Шишкин, гражданин г.Елабуги.
Источник:
Календарь Вятской губернии на 1893 год.
Издание Губернскаго статистическаго комитета.
Вятка. Губернская Типография. 1892.
Отдел III-й. Историческия сведения. — стр. 396-410.
Подготовка текста и публикация А.Куклин, 2013 г.
— 396 —
Памяти Ивана Васильевича Шишкина мы имели уже случай посвятить коротенькую биографическую заметку, напечатанную в календаре Вятской губернии на 1892 год. В настоящем очерке мы приведем те данныя из его жизни и литературной деятельности, какия нам удалось вновь получить. Как видно из нашей заметки об Иване Васильевиче и из сведений, полученных от его сына, профессора С.-Петербургской Академии Художеств Ивана Ивановича Шишкина, Иван Васильевич родился в гор. Елабуге, 30 мая 1792 года, а скончался 1 ноября 1872 года. Родители его были: купец Василий Афанасьевич Шишкин (он же Серебряков) и его жена Авдотья Афанасьевна, урожденная Зотикова. По сообщению Ивана Ивановича, мать его была из рода попа Зотика, которому царь Иван Васильевич Грозный, по взятии Казани, прислал образ Трех Святителей, по коему г. Елабуга и носил прежнее свое название Трехевятское-село.
На какой улице и в каком именно доме родился Иван Васильевич – мы не знаем; не знаем в подробностях и того, как протекло его детство. В кратких биографических сведениях, любезно сообщенных нам Иваном Ивановичем Шишкиным, говорится лишь, что «славянской грамоте отец его учился у матери; часослову – у диакона (к сожалению имя, отчество и фамилия не названы); писать учился Иван Васильевич у дяди по матери Зотикова, но скорее выучился и писать самоучкой, по книгам и картам отца. На умственное его развитие, по словам Ивана Ивановича, имели большое влияние: Четьи-Минеи, Описание великих людей Плутарха и «Наука счастливым быть» — подарок Зотикова.
«В 1819 г. Иван Васильевич женился на дочери казанскаго мещанина Дарье Романовне Киркиной, 18 лет».
— 397 —
В выписке из обывательской книги г. Елабуги за 1860 г., доставленной нам г. секретарем Елабужской городской управы Михаилом Ильичем Добринским, значится, что Иван Васильевич «имел в городе Елабуге свой каменный дом на Набережной улице, на месте, дошедшем ему по плану, утвержденному в 1842 году, под № 654. Сверх того он владел частью места, в ряд с домом нераздельно с братом его Васильем, доставшимся им по наследству от умершаго брата их Ивана 1-го, под № 655».
По сообщению Ивана Ивановича, отец его «Иван Васильевич был общественный деятель, имел ясный проницательный ум, отличную память и стремился к улучшению всего, что его окружало и интересовало. Все его природныя способности не могли, к сожалению, развиться во всей своей силе в таком глухом месте, как Елабуга; там он мог показать себя только на общественной службе, в который и был на первом плане, но по неволе на ней и должен был остановиться, так как дальше идти было некуда, И тогдашнее общество сумело его оценить: когда он решительно отказался быть городским головой, то выбрали его зятя, Дмитрия Ивановича Стахеева; с тем, чтобы Иван Васильевич помогал ему советом. В 1860 г. Иван Васильевич получил от общества благодарность и позволение носить мундир городскаго головы. Не получив школьнаго образования, он мог отлично составить какую угодно бумагу, знал законы, умел всегда приложить их к месту, при чем ясно видел правильность или неправильность дела».
«Очень занимала Ивана Васильевича история местнаго края с древнейших времен; он собирал предания, исторические документы, выхлопотал разрытие Ананьинскаго могильника и собрал, что мог, в своей «Истории г. Елабуги», которую он начинает за 512 лет до Р.X. За свои труды Иван Васильевич 18 января 1872 г. был избран членом-корреспондентом Московскаго Археологическаго Общества. Жизнь его отлично характеризуют слова, написанныя на его памятники: «Борьба с нуждой сопутствовала в продолжении всей его жизни, но твердость духа всегда
— 398 —
была ему присуща». Сын его Иван Иванович приводит такой отзыв: «Он своими посильными трудами, замечательными по самоучености, просвещением был известен в окружающей его среде с лучшей стороны» *). Лично нам некоторыя данныя из жизни Ивана Васильевича известны несколько в ином виде, но наши поправки мы изложим в своем месте.
«На службу но городскому управлению Иван Васильевич, по словам Ивана Ивановича, поступил с 17 лет. В 1824 г. он был выбран бургомистром в магистрат; (неизвестно когда и где) представлялся Императору Александру Павловичу; с 1832 г. по 1835 г. и с 1844-1846 г. был (Елабужским) городским головой». В упомянутой выписи из обывательской книги I860 г. об общественной службе Ивана Васильевича говорится так: в 1818 г. он был городским старостой, с 1823 по 1826 г. бургомистром магистрата, с 1830 по май месяц 1831 г., во время холеры в городе и уезде, — смотрителем, с 1832 по 1835 г. и с 1844 по 1847 г. — градским головой». О вне служебной его деятельности в выписи сказано: «Торгует хлебом». С 1861 года Иван Васильевич едва-ли не был директором Елабужскаго тюремнаго комитета; на такое предположение наводит нас нижеследующее письмо, от 29 сентября 1860 г., от чиновника поручений Горбалева, адресованное на его имя:
«Милостивый Государь, Иван Васильевич!
Его превосходительство, господин начальник губернии, в письме ко мне, от 26 минувшаго августа за № 320, обращая особенное и постоянное свое внимание на содержащихся в тюремных замках вверенной ему губернии и желая осуществить высокую цель правительства в облегчение участи заключенных, изъявил желание открыть в г. Елабуге тюремное отделение, надеясь при сем на жителей города Елабуги, известных, как лестно изволил
*) Надпись на памятнике слиняла и читается с трудом. Изложение ея на памятнике не вполне совпадает с приведенной Ив.Ив.Шишкиным. См. Календарь Вятской губернии на 1892 год, стр. 311-312.
— 399 —
выразиться его превосходительство, своего благотворительностию и христианскою любовию к ближним, и поручил мне пригласить известных особ к подписке на открытие в городе Елабуге тюремнаго отделения и к принятию на себя звания директоров.
Зная всегдашнюю готовность вашу облегчать участь несчастных и страждущих, я приятнейшею обязанностию поставляю себе покорнейше просить вас принять участие в этом по истине благом деле.
В случае согласия, в коем я никак не думаю сомневаться, просил-бы не оставить без уведомления — сколько будет угодно вам жертвовать ежегодно для вышеозначенной цели и сколько единовременно, для первоначальнаго устройства тюремнаго отделения в город Елабуге».
Сам Иван Васильевич о своей жизни и занятиях сообщил следующее в предисловии к составленному им «Практическому руководству к построению и улучшению разных мельниц», помеченном: «Елабуга 11 марта 1854 г.» «Я… с самых юных лет имел пребывание при мельницах и в молодых летах случайно вынуждался занимать должность мельника в полном его значении; с того времени начались во мне понятия и желание об улучшении мельниц, коих не оставляю доселе. При постоянном наблюдении и разных испытаниях в продолжении всей моей жизни до сего времени я достигал и достигнул практикою разных улучшений; в числе их есть и такия, которыя были опровергаемы и напрасно считались неудобными. Но я, дознавши истинную пользу всех, мною испытанных и описанных средств и, находя их выгодными и полезными, дабы не остались они неизвестными, вознамерился их передать во всеобщее сведение, и сочту себе за великое удовольствие, если сии мои полезные труды послужат к общей пользе и многим выгодам, и опыты мои приняты будут неотрицательно и т. д.»*).
Результаты общественной службы Ивана Васильевича Шишкина в разных его званиях нам, к сожалению, остаются неизвестными. Признаться, нас и интересовала
*) Практическое руководство к построению и улучшению разных мельниц. Соч. И.Шишкин. Москва 1857 г.
— 400 —
больше всего литературная его детальность, к характеристики коей мы и переходим. Но предварительно скажем несколько слов о портретах Ивана Васильевича.
По словам Ивана Ивановича, у него имеется большой портрет его отца, работы профессора В.П.Верещагина, а у всех родственников — фотографии. У него же сохраняются нигде не напечатанные: 1) «Жизнь Елабужскаго купца И.В.Шишкина», написанная им самим в 1867 г. и 2) разные исторические отрывки, из коих многие из истории Пугачевщины.
Бывший учитель Едабужскаго городскаго приходскаго училища Б.И.Рязанцев, родственник г.г. Шишкиных, доставил нам небольшой сверток бумаг, в котором оказались следующия рукописи: 1) о Троицком монастыре близь города Елабуги. (Статья делится на главы: I. Местоположение. II. Древния предания и местоположение. III. Бряхимов. IV. Падение Бряхимова. V. Свидетельство развалин г. Рычкова. VI. Свидетельство развалин г. Эрдмана. VII. Идольское Капище. VIII. Монастырь. IX. Запустение монастыря. X. Достопамятности монастыря. XI. О том, почему это место удерживает и поныне название чортова городища. XII. Нынешнее состояние развалин. Содержание каждой из перечисленных глав составляют выписка из разных печатных источников, соответствующия приведенным оглавлениям. Для истории монастыря автор этой рукописи, как и сам говорит, не имел в руках ни одного рукописнаго документа, почему о монастыре в его статье только и говорится, что в нем были три церкви. Предания отзываются крайней фантастичностью и сказочностью, как и все содержание статьи). 2) Трехсвятское и Пугачев. (Эта рукопись, оказалась, напечатана в №№ 3-8 Вятских Губернских Ведомостей за 1874 год, под заглавием: «Трехсвятское село — нынешняя Елабуга во время Пугачева». В рукописи имеется помета: «отослана в редакцию 25 июля 1844 г.). 3) Трехсвятское во время Пугачева (делится на главы: I. Предисловие. II. Известия о самозванцах. III. Настоящия известия. IV. Пагубныя для духовных Трехсвятскаго следствия о самозванце. V. Прибытие майора из Казани и разлив по здешним окрестностям
— 401 —
партий Пугачева. VI. Приступы к Трехсвятскому шаек Пугачева с окружными крестьянами. VII. Следствия неудачных приступов. VIII. Прибытие гусар. IX. Пугачев в нынешней Вятской губернии. X. Встреча Трехсвятскими Пугачева. XI. Отбытие Пугачева. ХII. Портрет Пугачева. XIII. Возвращение всякаго в места своих жилищ. ХІV. Казнь Пугачева. XV. Заключение. Содержание этой статья совпадает дословно с указанной выше. Разница лишь в том, что в первой нет деления на главы и что в ней заключение начинается так: «Только семьдесят лет протекло»…, а во второй: «Теперь восемьдесят лет протекло»…). 4) Акаевщина. (Под таким заглавием напечатана в №№ 34-35 Вят. Губ. Вед. за 1847 г.). 5) О церкви Покровской города Елабуги, Вятской губернии. (На последней странице, в выноске, говорится: «Статья сия отослана чрез благочиннаго Спасскаго собора, протоиерея Петра Содальскаго сего 1853 года месяца (—) дня в Императорское русское географическое общество, учрежденное в С.-Петербурге, по Высочайшему соизволению, в 1845 г. под председательством Его Императорскаго Высочества, Государя Валикаго Князя Константина Николаевича. Содержание, кажется, дословно выписано из клировой ведомости Покровской церкви.
Все эти рукописи, за исключением 3-й, писаны одной рукой, крупным, твердым почерком, с безукоризненной орфографией и пунктуацией.
Нижеследующия рукописи писаны некрасивым почерком, с неправильной орфографией и пунктуацией и являются черновыми набросками следующих статей.
1) Проэкт снабжения города Казани водой и препроводительное письмо на имя Казанского губернатора, от 16 апреля 1847 г.
2) Проэкт для снабжения города Казани водою, с девизом «Просите и дастся вам, толците и отверзется» и препроводительное письмо «В комитет по устройству в городе Казани водопровода». Этот второй проэкт — от имени Елабужскаго 2-й гильдии купца Ивана Васильевича Шишкина, от 22 октября 1865 г. Переписан проэкт был
— 402 —
рукою какого-то, видимо, канцеляриста, а потом весь перечеркан.
3) Прошение (по титуле) в Сарапульское гражданских дел правление города Елабуги 3 гильдии купца Дмитрия Иванова Стахеева, от 12 февраля 1858 г., о взыскании с наследников Сарапульскаго купца Ивана Курочкина 461 р. 13 к., должных Стахееву по векселю.
4) Объявление в Елабужское уездное полицейское управление Елабужскаго мещанина Ивана Васильева Шишкина, от 20 сентября 1871 года, о разных препятствиях и остановках смотрителя магазина Чиркова при поставки от него, Шишкина, провианта.
5) Докладная записка Вятскому управляющему почтовою конторою от имени крестьянина села Качки Ефима Болобанова о похищении у него в почтовой конторе 8-ми пятидесяти рублевых кредитных билетов.
6) Письма на имя: 1) Дмитрия Яковлевича Далматова (управляющий почтовой конторой в Вятке); 2) Аскалана Николаевича Труварова в С.п.б.; 3) и 4) Николая Ивановича Москвина в Вятке, от 1 и 4 февраля 1858 г.; 5) Капитона Ивановича Невоструева, профессора в Москве, от 27 января 1856 г.; 6) Андрея Осиповича Пузыревскаго, от 2 мая 1857 г.; 7) и 8) Ильи Александровича Назимова (удельнаго управляющаго), от 6 февраля 1858 г.; 9) два письма К.И.Невоструева на имя И.В.Шишкина, от 19 декабря 1869 года и 25 октябри 1871 г.; 10) письмо из Чистополя 1871 г. Ивану Васильевичу Шишкину от В.Зотикова и 11) рукописный экземпляр «Истории города Елабуги», тщательно переписанный рукой неизвестнаго писца на листах почтовой бумаги большаго формата, с обозначением: «1868 г.» и с карандашными заметками на полях в некоторых местах двух неизвестных лиц.
Кроме того, мы получили от В.И.Рязанцева, еще семь писем на имя Ивана Васильевича: 1) А.Горбалева, от 29 сентября 1861 года (приведено дословно выше); 2) председателя комитета по устройству в г. Казани водопровода, от 20 июня 1866 г.; 3) Иосифа Шульца, от 26 октября 1868 г.; 4) два письма К.И.Невоструева, от 26 апреля и 12 июля 1869 г. и 5) два письма В.Зотикова из
— 403 —
Чистополя, от 7 сентября, без обозначения года, и от 13 сентября 1855 г.
Все перечисленныя рукописи мы показывали, между прочим, достопочтенному старожилу г. Елабуги, о. протоиерею Н.П.Мышкину, и он признал первыя пять писанными близко ему знакомым, покойным священником — сначала Покровской церкви, а потом Спасскаго собора гор. Елабуги Петром Никитичем Кулыгинским *), а остальныя — рукой самого Ивана Васильевича Шишкина.
Сличив содержание рукописей П.Н.Кулыгинскаго о Троицком монастыре и др. с печатным экземпляром «Истории города Елабуги» И.В.Шишкина, мы с несомненностью убедились, что рукописи П.Н.Кулыгинскаго и послужили материалом для истории г. Елабуги И.В.Шишкина. Позаимствования материала не скрывает и сам И.В.Шишкин, но он об источнике позаимствования, к сожалению, говорит крайне неопределенно, выражаясь так: «В одной местной, новейшей (в рукописном экземпляре: «частной») рукописи, содержащей историю Елабуги, утверждается и т.д. (стр. 3); при чем позаимствования из рукописи (П.Н.Кулыгинскаго) отмечает вносным знаком: «…».
Содержание рукописей об Акае и Пугачеве внесено И. Вас. в историю города Елабуги почти дословно; из рукописи же о Троицком монастыре близь города Елабуги позаимствования сделаны с значительным сокращением; к этой статье Кулыгинскаго Иван Васильевич, видимо, отнесся критически. Жаль только, что Ив. Вас. не придал значения высказанному П.Н.Кулыгинским сомнению в правдивости сообщеннаго Рычковым предания о том, будто Царь Иоанн Грозный, по завоевании Казани, отправился на Каму, доехал по ней до Соликамска и там заболел, по пути заехал на Чертово городище и близь него заложил первую церковь Покрова Пресвятой Богородицы и т.д. и внес это предание в историю г. Елабуги, как несомненный факт **).
*) Скончался 21 мая 1855 г. и погребен на городском кладбище, среди мирян. Могила его находится близь могил Ив.Вас.Шишкина и известной кавалерист-девицы и писательницы Надежды Андреевны Дуровой.
**) История города Елабуги Ив.Шишкина. Москва 1871 г. стр.13.
— 404 —
В виду того, что сообщение Рычкова до последняго времени приводится вятскими авторами как несомненный исторический факт*), мы считаем уместным привести о времени и месте отбытия Грознаго из под Казани сдедующия данныя из изследований казанских авторов.
Так, по изследованию Вл.Трофимова, Иоанн Грозный, по взятии Казани 2 октября 1552 г., «4 октября сделал торжественный въезд в город, уже очищенный от трупов… Через два дня после этого (6 октября) он назначил наместником Казани князя Александра Борисовича Горбатаго-Шуйскаго… 11 октября с пешими войсками он отправился в обратный поход на судах по р. Волге, послав князя Воротынскаго с конницею берегом той же реки на Василь-Сурск**). По другому автору, Грозный сел на суда 14 октября под Вязовыми горами (где ныне село Вязовье, от котораго ведется Казанско-Рязанская железная дорога) и возвратился в Москву 29 октября ***). Пускаться в это время на судах по Каме было крайне рискованно, потому что, как елабужцам хорошо известно, Кама уже в первой половине октября нередко замерзает.
В доказательство того, что рукописи и печатная статьи П.Н.Кулыгинскаго были Ивану Васильевичу известны, приведем следующий отрывок из черноваго письма Ив.Вас. к К.И.Невоструеву «…Вы изволите писать о тетрадях покойнаго Петра Никитича (Кулыгинскаго), оне не нужны ли? Не стало их автора, поэтому и надобности в них не предстоит; а родственники его могут ждать до того времени, когда в них вы не будете иметь надобности, по миновании оной можете прислать с Дмитрием Ивановичем (Стахеевым). Петр Никитич, разумеется, писал почти со слов разных людей, а в разсказы неминуемо вкрадываются неверности; а о отдельных временах большею частию у него свои догадки и суждения, а без данных трудно полагать или определить время и предметы… Вятския Губернския Ведомости, какия имеются у нас под
*) Лаврентьев К.В. География Вятской губернии. Вятка. 1890 г. стр. 132.
**) Поход под Казань, ея осада и взятие. Казань. 1890 г. стр.97.
**) К.Рябинский. Город Козмодемьянск, Казанской губернии. Казань. 1890 г. стр.1.
— 405 —
руками, 1844, 45 а 46 годов при сем с Дмитрием Ивановичем к вам посылаю; их можете обратить вместе с прочими документами».
В рукописном экземпляре история города Елабуги заканчивается так: «история моя кончена. Если читатель найдет труд мой слабым, то пусть извинит мне, потому что я, как говорится, учился на медныя деньги, к тому же я не писатель, а только описатель; за верность же и справедливость всего описаннаго представляю в поруки мои лета (Слава Богу, осмой десяток лет доживаю). Вымышленных прикрас для эффекта у меня нет, тогда как записные столичные писатели (как мы видим) частенько их придерживаются». По этому поводу неизвестно кем сделаны в рукописи карандашем следующия замечания и возражения: «что справедливо честь сочинителю; но очень сожалею, что скрыты имена благотворителей». Другой рукой с боку: «Не совсем справедлив делаемый здесь упрек столичным писателям. Не думаю, чтобы люди, пишущие историю, били своими прикрасами на эффект. Правильный слог, литературное изложение событий, обследованных исторически, не есть какая нибудь прикраса, бьющая на эффект, а есть прямая необходимость всякаго деловаго сочинения». Поэтому, вероятно, приведенныя заключительныя слова не вошли в печатную «Историю города Елабуги», которая напечатана по рукописи не вполне совпадающей с имеющейся у нас в руках.
Как мы убедились по черновым рукописям, Иван Васильевич владел правильным слогом не вполне, а с правилами орфографии и пунктуацией был и совсем незнаком. Несомненно, слог «Истории города Елабуги» в рукописи был выправлен кем-то другим. Сначала мы предполагали, что это сделал К.И.Невоструев; но, ознакомившись с подлинными его письмами и характером его слога, подозреваем теперь выправителем слога Дм.И.Стахеева, известнаго писателя, здравствующаго доселе.
Задавшись мыслию выяснить, что в основе «Истории города Елабуги» Ив.В.Шишкина лежат труды П.Н.Кулыгинскаго, мы отнюдь не имели в виду навлечь на Ивана Васильевича обвинение в присвоении им чужой
— 406 —
литературной собственности. Зная, что П.Н.Кулыгинский помер и, видимо, не опасившись за безследное исчезновение его исторических трудов, Иван Васильевич и сделал их общим достоянием, включив их в составленную им историю г. Елабуги без соблюдения, к сожалению, научных приемов исторических изследований, по незнакомству с литературными приличиями.
Таким образом, если исторические труды Ивана Васильевича и не представляют особой научной цены; то «с самоотвержением соединенныя» изыскания Ивана Васильевича об Ананьинском могильнике и Чертовом городище оказали науке важную услугу; его помощь доставила К.И.Невоструеву побуждение и возможность к составлению двух больших статей о Чертовом городище и Ананьинском могильнике*), благосклонно принятых Московским Археологическим Обществом и напечатанных в 1871 г., как писал И.В.Шишкину сам К.И.Невоструев. За эти услуги Иван Васильевич и был удостоен в последний год его жизни Московским Археологическим обществом звания члена-корреспондента этого общества. Благодаря Ивану Васильевичу Шишкину, Ананьинский могильник известен теперь археологам на всем земном шаре по тем находкам в нем какия обнаружены при раскопках его.
Какой известностью пользовался Иван Васильевич в Елабуге, как археолог, можно судить но следующему письму к нему, от октябре 1868 г., местнаго исправника Иосифа Шульца.
«Милостивый Государь, Иван Васильевич!
Его превосходительство, Вятский губернатора имея необходимую надобность в непродолжительное время собрать подробныя сведения о существующих в Вятской губернии курганах, могильниках и городищах, предложением, от
*) В архиве Качкинскаго волостнаго правления, Елабужскаго уезда, сохраняется «Дело 1857 г., начавшееся по заявлению Ив.Вас.Шишкина о желании его раскопать Ананьинский могильник». В июне нами сделано из этого дела извлечение и последнее представлено в Казанское Общество Арх.Ист. и Этнографии, под заглавием: «К истории раскопки Ананьинскаго могильника».
— 407 —
18 сего октября за № 327, просит меня, немедленно привесть в известность: где именно и под какими наименованиями существуют во вверенном мне уезде древние курганы, городища и могильники, по возможности какие о них в народе существуют преданья и поверья, к каким временам относить их народов в своем понятии, какая их форма и величина, в них или близь них не были-ли отыскиваемы какия либо древния вещи, если были, то неизвестно ли какия именно и нет-ли возможности отыскать эти вещи и приобресть у их владельцев, наконец на чьей земле находится урочище?
Об оказавшемся его превосходительство просит довести ему в непродолжительном времени и если будут приобретены какия вещи, то с представлением их.
Но так как я не знаю еще местности окружающей город Елабугу уездом онаго, а вполне уверен, что таковая хорошо известна вам, то принял на себя смелость безпокоить вас моею покорнейшей просьбою, не откажитесь сообщить мне требуемые начальником губернии сведения и сколь возможно подробнее.
Надеюсь, что вы, милостивый государь, не оставите без внимания настоящей моей просьбы и употребите старание поспешить на ее ответом».
Выше нами было уже указано, что в 1857 году было издано И.Вас. составленное им «Практическое руководство к построению и улучшению разных мельниц». Оценивать это руководство мы не беремся, по неимению у нас специальных знаний.
Чем привлекает к себе Иван Васильевич глубокое уважение, это — стремлением его трудиться для общей пользы и притом безкорыстно. Вот, например, с какою целью он трудился над составлением своих «Проэктов снабжения города Казани водою». Представляя первый из них в 1847 году Казанскому губернатору, Иван Вас. Шишкин писал ему в препроводительном письме следующее: «Повергая все это в разсмотрение вашего превосходительства, я с своей стороны исполняю обязанность гражданина, которому награда есть слышать его мысль осуществившейся для пользы города. Но если я ошибаюсь в своем
— 408 —
изложении, если бы оно осталось неудобоисполнимым, без всякаго внимания, то и тогда буду доволен тем, что, раскрывая сии средства пред начальником губернии, становлюсь свободным от мысли, томившей меня в молчании, ибо общая польза есть пункт стремлений всех и каждаго». Такие побуждения он высказывает и в представлении в комитет по устройству в городе Казани водопровода проэкта 1865 г.
Из переписи Ив. Вас. с Казанью по вопросу о водопроводе сохранился следующий ответ ему «председателя комитета по устройству в г. Казани водопровода, от 30 июля 1865 г. за № 90», и собственноручный черновой ответ Ив. Вас.
Председателя комитета по устройству в гор. Казани водопровода июля 20 дня 1865 г. № 90.
Г-ну Елабужскому купцу Шишкину.
В дополнение прежних сведений комитет, препровождая при сем к вам, милостивый государь, копию с постановления своего, напечатанного в губернских ведомостях, покорнейше просит о получении означеннаго постановления не оставить своим уведомлением. За председателя член комитета И.Больцани. Письмоводитель Останков». Ответ И.В.Шишкина на это уведомление изложен на обороте так: «в комитет по устройству в городе Казани водопровода».
«Имел удовольствие получить, в дополнение прежним данным, копии с постановления комитета, состоявшагося в июле месяце. О сем комитет честь имею уведомить. Августа 5-го Дня 1865-го года».
Сохранившияся черновыя рукописи Ив. Вас. с которых мы сняли копии, с несомненностью убеждают, что Ив. Вас. действительно знал законы, разумно их понимал и умел излагать бумаги. Доказательство таких качеств мы нашли особенно в письме Ив. Вас. к Илье Александровичу Назимову, удельному управляющему, от 6 февраля 1858 г., в коем Иван Васильевич ходатайствовал перед ним о дозволении сделать раскопку места, принадлежащаго удельному ведомству, близь дер. Ананьиной.
— 409 —
Воистинну деятельным, любознательным и безкорыстно-честным сошел Иван Василевич и в могилу, несмотря на то, что личное его благосостояние к концу его жизни пришло в полный упадок. Из приведеннаго выше перечня его черновых бумаг видно, что в 1858 г. Иван Васильевич был купцом 3-й гильдии, в 1865 г.. 2-й гильдии, а в 1871 г. просто Елабужским мещанином.
С каким уважением относились к Ивану Васильевичу современники, можно судить по следующему письму к нему его (двоюроднаго?) брата В.Зотикова, от 11 декабря 1871 г., из Чистополя:
«Многоуважаемый любезный брат Иван Васильевич!
Письмо ваше от 23 ноября я получил и при нем присланную брошюрку о древностях Елабужских (оттиск статьи К.И.Невоструева), за что очень вам благодарен. Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае, особенно когда о вас что говорится. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, и Елабуга никогда не увидит (без лести вам скажу) подобнаго вам человека, столь любознательнаго, за всем следящаго, все читающаго, 80 лет старца, сохранившаго все умственныя способности. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам и назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями, разными превратностями, где вы во всем сохранили нравственный долг…»
И действительно, Иван Васильевич Шишкин — этот Елабужский патриарх, по отзыву профессора К.И.Невоструева, достоин памятника. Наиболее подходящим памятником для него, по нашему мнению, могла бы быть Шишкинская общественная библиотека с читальной комнатой при ней и с археолого-зтнографическим музеем. Ежегодно пополняемая новыми научными и литературными произведениями, в том числе касающимися местнаго края, библиотека даст возможность и не богатым гражданам г. Елабуги развивать свои природныя способности и обогащать себя научными знаниями, по примеру Ивана Васильевича, для улучшения всего, что окружает, не выезжая за
— 410 —
пределы такого глухого места, как Елабуга, говорим словами Ивана Ивановича.
Средства на учреждение библиотеки, по нашему мнению, могли бы получиться путем добровольной денежной подписки среди жителей г. Елабуги и пожертвований книгами. При этом можно было бы просить профессора Ивана Ивановича Шишкина списать для библиотеки копию имеющагося у него большаго портрета его отца, работы профессора В.П.Верещагина, и издать хранящиеся у него: 1) автобиографию Ивана Васильевича и 2) разные исторические его отрывки; а оригиналы этих рукописей и другие манускрипты Ивана Васильевича передать на хранение в библиотеку.
Изложение подробнаго плана учреждения библиотеки в память Ивана Васильевича выходит за пределы нашего биографическаго очерка; наш очерк вызван нашим глубоким уважением к безкорыстным трудам Ивана Васильевича для общей пользы и желанием почтить его память в день столетия его рождения.
В.М.
Г.Елабуга. 10-го августа 1892 года.
Публикации по теме:
И.В.Шишкин. История города Елабуги
Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина,
писанная им самим в 1867 году
В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин. 1792-1872
Архимандрит Иосиф. Обозрение Вятской епархии