Титульная страница «Вятских Епархиальных Ведомостей»
Титульная страница «Вятских Епархиальных Ведомостей»
Страница с началом третей части очерка «Обозрение Вятской епархии»
Страница с началом третей части очерка «Обозрение Вятской епархии»
Страница с упоминанием «почтенного летописца Елабужского» И.В.Шишкина
Страница с упоминанием «почтенного летописца Елабужского» И.В.Шишкина

Другие публикации

Обозрение Вятской епархии

Архимандрит Иосиф

[1] 2

 

В 1867 году на страницах журнала «Вятские Епархиальные Ведомости» был опубликован обширный очерк «Обозрение Вятской епархии», подписанный инициалами А.И. Это объёмное произведение печаталось в четырёх номерах журнала (который выходил два раза в месяц), начиная с конца августа и по ноябрь — в №№ 16-18 и 21.

В очерке подробно описывалось путешествие епископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева), имевшее целью непосредственное знакомство с епархией, которую он возглавил незадолго до того — в 1866 году. В этой длительной поездке, продолжавшейся 22 дня, его сопровождал архимандрит Иосиф. Он же и скрывался за инициалами А.И., которыми был подписан очерк.

Архимандрит Иосиф (Иван Гаврилович Баженов, 1827-1886) в годы службы на Вятке (1866-1870) возглавлял известный Трифонов монастырь и одновременно являлся ректором Вятской духовной семинарии и редактором «Вятских Епархиальных Ведомостей». Кроме того, он был довольно плодовитым церковным писателем

Во время путешествия длиною в 1156 вёрст владыка Аполлос и архимандрит Иосиф посетили 7 из 11 городов Вятской губернии, побывали на двух заводах (Воткинском и Ижевском) и в 55 сёлах. И в этом смысле «Обозрение Вятской епархии», описывающее Вятскую губернию второй половины XIX века, в том числе не только города, но и сёла с деревнями, и церковный быт того времени, представляет собой несомненную ценность для краеведов.

Ниже мы публикуем две последние части этого очерка, представляющие непосредственный интерес для елабужан. Кроме описания населённых пунктов Елабужского уезда и самой Елабуги, сделанных с церковной точки зрения и глазами высокопоставленного иерарха, особый интерес для нас представляет свидетельство архимандрита Иосифа о рукописи Ивана Васильевича Шишкина «История города Елабуги», которую последний передал Иосифу, и высказанная архимандритом Иосифом оценка самого И.В.Шишкина, которого он назвал «почтенный летописец Елабужский».

Это прозвище — «летописец Елабужский» — затем до такой степени срастётся с Шишкиным, что со временем станет его неотъемлемым «титулом», хотя о самом очерке, где Ивана Васильевича впервые назвали так, равно как и об авторе этого очерка вскоре после революции забудут напрочь.

Выделения курсивом в публикуемом тексте принадлежат автору.

А.Куклин, июнь 2013 г.


 

Обозрение Вятской епархии.

(Продолжение).


 

— 543 —

В Воткинском заводе обширная церковь, распространяемая еще более новыми пристройками,

 

— 544 —

была полна народом, собравшимся для встречи Архипастыря. В доме о. протоиерея Михаила Преображенскаго, где назначена была квартира для Владыки, представлялось Ему все местное духовенство и некоторых соседних сел. После продолжительных наставлений, сделанных духовенству касательно пастырскаго служения вообще и в частности, применительно к местным его условиям, Владыка слушал всенощную, совершенную в доме. На другой день, именно во вторник — 18 числа, Его Преосвященство совершил Божественную литургию в главной церкви завода, при многочисленном стечении народа. В поучении своем, здесь произнесенном за литургиею, Архипастырь высказал свои чувства и путевыя впечатления в следующих выражениях: «еще не так велик совершенный мною путь от пастырской кафедры моей до сего места; но и на этом пути, при всей заботливости и распорядительности местных начальств, испытано мною немало неудобств, кроме зноя и пыли, от разных предъявлений, недоразумений и обнаружений неисправностей, опущений и немощей. Но что все эти неудобства в сравнении с тою духовною моею радостно о вере и любви к Богу моих пасомых и о великом усердии их к моему недостоинству, которое во многих местах трогало мою душу, глубоко потрясало сердце и исторгало слезы. Во многих селениях износили и полагали на покрытых столах хлeб-соль; в иных местах

 

— 545 —

множество народа повергалось на колена, осеняя себя крестным знамением. Чувства смирения и правды побуждают меня все это относить единственно к силе благодати Христовой и к славе имени Божия. Но поелику все это, хотя происходившее из любви и преданности к небесному Пастыреначальнику, касалось и моего смирения; то что я воздам Тебе, Господи, яже Ты воздал еси мне, недостойному служителю Твоему»?... Внушая всем православным приискреннe соединяться с Господом чрез вкушение Его Пречистаго тела и крови, Архипастырь весьма уместно употребил слeдующия фразы, глубоко подeйствовавшия на слушателей, во всю жизнь занимающихся выкапыванием и выделкою железной руды: «живой о живом и думать должен; а выходит иногда на оборот: человек, земля по телу, постоянно глядит в землю и роется в ней, пока не покинет его все и не закопают его самаго в землю».

Удивительное дело! железный завод под боком; а церковь не имеет в окнах железных решеток. От того в ней никогда не выставляются вторыя рамы; от того при настоящем служении Архиерейском была невыносимая духота.

После литургии в числе других посетителей, Владыке представлялся начальник завода генерал Арсеньев и мировой посредник. Гостеприимный хозяин, о. протоиерей Преображенский всячески заботился доставить Владыке успокоение от

 

— 546 —

утомительных трудов поездки и, нужно прибавить, достаточно успел в этом; квартира его оставила в нас весьма приятное воспоминание.

За краткостию времени и по некоторым другим причинам оказалось неудобным побывать в мастерских завода. Мимоездом только мы взглянули на их внешность и на громадный якорь в 167 пудов, установленный на плотине заводскаго пруда, в память посещения сего завода в 1837 году, бывшим наследником Престола, ныне Царствующим ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ.

При выезде из Воткинскаго завода посещена была Его Преосвященством каменная церковь, построенная на источнике. Здесь было заявление жителей о том, чтоб эта церковь, ныне приписная к соборной, была самостоятельною и имела отдельный причт.

Чрез 20 верст встретили в первый раз Единоверческую церковь, устроенную в селе Перевозинском для обратившихся в единоверие раскольников. От сопровождавшаго нас о. благочиннаго единоверческих церквей Вятской епархии, протоиерея Василия Шутова, мы приобрели достаточно сведений о единоверцах Вятских; в последствии времени мы сообщим из них те, которыя не войдут в оффициальныя распоряжения епархиальнаго начальства. По проезде 26 верст далее при самой дороге встретило Владыку духовенство со некоторыми прихожанами одного

 

— 547 —

села, стоящаго в стороне от тракта. Владыка милостиво беседовал с причтом и сделал пастырское внушение одному из священников, по сделанному здесь о. протоиереем Преображенским словесному заявлению о его поведении. В заявлении о. протоиерея Преображенскаго видна была зрелая опытность и знание человеческих немощей; так что на последовавшую за сим просьбу о. протоиерея об увольнении его от должности благочиннаго Владыка отвечал решительным отказом. Подобных деятелей можно увольнять от должностей только с таким условием, чтоб они указали стольже достойных преемников, которые бы могли заменить их.

В селе Завьялове, чрез 17 верст, явился на встречу Владыке о. протоиерей Павел Романов, благочинный и настоятель церкви Ижевскаго завода. Въезд в этот завод, несравненно обширнейший Воткинскаго, имеющий в себе 22 тысячи жителей и множество каменных домов с 4 церквами, был очень торжествен. Вся площадь около соборной церкви, вся ограда и наконец вся церковь наполнена была многочисленным народом, в рядах котораго виднелись шитые золотыми галунами кафтаны, жалованные мастерам завода. Огромная люстра, горевшая множеством огней, ярко отражалась на мраморной поверхности стен и особенно на золотом фоне иконостаса. Духовенство со всего благочиния о. протоиерея Романова занимало средину церкви в

 

— 548 —

блестящих ризах. Нужно отдать честь распорядительности о. протоиерея, бывшаго некогда экономом архиерейского дома; он сумел в короткий срок украсить внутренность собора таким благолепием, что видевшие его за несколько лет прежде пришли теперь в изумление. О предупредительности, с какою о. протоиерей принимал великаго гостя и его спутников, скажем одно: это вполне знакомая ему часть, в которой не многие могут ему равняться.

Прежде, чем началась в доме о. протоиерея всенощная, почетные граждане из православных и из единоверцев поднесли Владыке хлeб-соль; те и другие особо. Первые — под руководством мироваго посредника, а последние — единовeрческаго протоиерея В.Шутова.

Литургия 19 числа совершена была Его Преосвященством в сослужении 8 священнослужителей. Во время литургии происходили два рукоположения: одно в священника, а другое — в диакона; несколько священников, по ходатайству о. благочиннаго, получили набедренники. Неустанно проповедуя при всех бывших служениях, архипастырь не оставил без проповеди и жителей Ижевского завода, как бы в ожидании пастырскаго наставления особенно столпившихся близ амвона. Содержанием поучения было чтение дневнаго Апостола: не судих что видети в вас, точию Иисуса Христа и сего распята. Раскрыв смысл и силу Апостольскаго внушения,

 

— 549 —

Архипастырь трогательно заключил свою проповедь следующим обращением: «теперь видите, братие, почему я при первом собеседовании моем с вами не судих что вeдети в вас, точию Иисуса Христа. Я желаю вам такого блага, выше котораго нет ничего не только на земле, но и на небе. Я вам желаю того многоцeннаго сокровища, которое обрeте человек продаде вся, елика имяше и купи оное. Да будет сие первое мое целование или приветствие вам именно о Христе Иисусе; да будет и впредь общение мое и любы моя со всеми вами также о Христе Иисусе, Господе нашем».

При обозрении единоверческой церкви, находящейся в Ижевском заводе, случилось странное заявление: один из православных выразил просьбу присоединить его к единоверию. На это Владыка в присутствии единоверцев объявил, что «единоверие есть только ступень к православию; в единоверии терпятся церковию нeкоторыя неточности обрядовыя единственно по немощи. Значить православному желать единоверия, — это все одно, что здоровому человеку просить себе какой либо немощи». С своей стороны в беседе с единоверцами мы старались доказать мысль, что им не следует оставаться долго и на всю жизнь в единоверии; и всемерно нужно уяснять себе православие и, как можно скорее, переходить в число православных. Коснeние и нерадение об этом могут послужить им в обличение не только

 

— 550 —

на суде Божием, но и на — человеческом.

Ровно в час по полудни поданы были лошади и последовал наш выезд из Ижевского завода, при огромном стечении народа, покрывшем всю улицу, по которой лежал путь. Нужно было проехать 70 верст до г. Сарапула, где предполагался ночлег под 20 число, а на другой день — служение литургии. На семидесятиверстном протяжении были осмотрены две церкви, — одна в селе Круглове, а другая в селе Козлове. При последней церкви найдена очень достаточная библиотека; а между прихожанами — Вотяками оказалось большее знание Русскаго языка. Знание это главным образом распространяется от соседства с Русским населением и особенно от того, что нeкоторыя дочери Русских поселян вступали в брак с Вотяками. Нельзя при этом не вспомнить мнения г. Безобразова о победоносном влиянии великорускаго племени в Вятской губернии; нельзя не повторить при этом, что лучший способ обрусения и просвещения наших Вотяков, — это сближение их с Русскими поселянами. Способ этот, конечно, потребует не мало времени; но за то успех его будет прочен. Другие способы, может быть, обещают скорейший результат; но над ними может оправдаться Русская пословица: «что скоро, то не споро».

В Козловской церкви ожидал Владыку о. протоиерей Сарапульскаго Собора, Павел Петрович Анисимов с г. исправником сарапульским.

 

— 551 —

К общему утешению при входе Владыки в церковь полился сильный дождь, при сильнейших ударах грома. Воздух мгновенно освежился; так что проезд последней станции до г. Сарапула казался отдохновением, после предшествовавшей духоты и пыли. Но случаю множества гор на этом переезде поселяне имели случай выказать изумительное свое усердие; в некоторых пунктах они почти на себе везли наш огромный экипаж.

Нависшия тучи, при наступлении вечерней темноты, препятствовали нам издали разсмотрeть общий вид г. Сарапула, к которому мы приблизились около 9 часов вечера. Тем ярче сиял освещенный люстрами и паникадилами соборный храм; тем блистательнее показались нам его иконостасы в теплых приделах и в холодном, залитые золотом. Теснота и давка народа могла быть извиняема только рвением усердия, каким всегда горят сердца православных жителей к своим Архипастырям, в особенности когда они встречают их в своих храмах, на местах своего жительства. Призвал бы сюда самаго отчаяннаго из современных нигилистов; втиснул бы его в эту движущуюся массу. Кажется, эта сила лучше всяких разсуждений могла бы вытеснить из его головы нахватанную дурь; могла бы возбудить в нем иныя мысли, иныя стремления. В том-то и состоит несчастие этих личностей, что они уединяются от всякаго соприкосновения

 

— 552 —

с живою дeйствительностию, закупориваются в самих себя, обростают волосами до того, что стороннему наблюдателю их жизни самая душа их кажется заросшим пустырем...

До поздней ночи длилось Архипастырское благословение; всем хотелось подойти к Святителю и принять его благословение. Всматриваясь в лица этих верных чад Церкви, замечая их высокую радость, мы с утешением сердечным думали: «как теперь светло и легко на сердце этих людей! Самый свет храма едва ли может служить отображением их внутренняго состояния»... А между тем за стенами этого же самаго храма разстилается уже черная тьма ночная, — это подобие той мрачности, той черноты духовной, какая бывает уделом всех, удаляющихся от церкви, от Ея свeтлаго и просвeтительнаго учения и руководства.

В день св. пророка Илии — 20 числа Его Преосвященство совершил Божественную литургию в Сарапульском соборе. Пение на этот раз было исполнено архиерейскими певчими по древнему напеву знаменному или столповому; и мы могли увериться, что это пение весьма умилительно подействовало на сердца многих сарапульцев, особенно приверженных к старине. Зная, что в самом городе Сарапуле и около него находится много раскольников, удаляющихся от единства веры и от таинств Православной Церкви, Архипастырь направил свою церковную беседу к

 

— 553 —

убеждению православных в том, что Церковь Христова должна быть едина, что все уклоняющиеся от единения с церковью вступают на гибельный путь. «Церковь Божия на земле есть и должна быть едина; по тому что един Бог и Отец всех, — едина Глава церкви Иисус Христос, — един Дух Святый, животворящий и освящающий верующих. У всех спасаемых одно учение веры, — одно крещение, — одна надежда, — одно отечество и одно наследие, соблюдаемое на небесeх». В подтверждение сих слов, буквально взятых из разных мест св. Писания, Архипастырь далее привел ряд свидетельств не только из св. Писания, но и из творений св. Отцов церкви: Игнатия Богоносца, Киприана и др. За тем обращаясь к опыту, к действительным обществам отщепенцев и особенно раскольников наших, он представил их неустроенность и раздробленность в учении, в деятельности, — показал оскудение в них самых существенных принадлежностей христианских, обличил противоречие их ясному голосу Христовой церкви и всю нелепость их извинений. «Иные из уклоняющихся и сами видят, что дело их не складно; но не имеют твердости духа освободиться от своих религиозно-обрядовых привычек и преданий. Мы не можем, говорят они, изменить своей веры; потому что наши отцы так верили. Но наши предки, древнейшие наши отцы при насаждении у нас в России Христианской веры не так

 

— 554 —

говорили и не так поступали. Предки наши не говорили тогда: «как отцы наши, т.е. язычники еще, веровали; так и мы будем веровать». В делах веры есть голос более важный и обязательный, именно: голос Отца небеснаго, голос пастырей и учителей церкви, просвещаемых Св. Духом. Слушаяй вас, сказал Спаситель своим Апостолам, и всем преемникам их служения, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается». Еще не основательнее оказалось другое предъявление раскольническое, будто патр. Никон испортил и развратил веру. В самом деле: «мог ли патриарх Никон испортить веру? а еслиб это действительно так случилось; то ужелиб не осудили его за это патриархи восточные и наши святители, судившие его за другия дела и осудившие на лишение патриаршества? Только крайнее неразумие и непонимание дела может обзывать православных чад церкви Никонианами, а их верование — Никонианством». В заключение своей беседы Его Преосвященство с особенным одушевлением сделал обращение к слушателям таковое: «тем же, братия Моя! стойте непоколебимо и утверждайтеся в вере, преданной вам единожды от Иисуса Христа и св. Апостолов Его и нимало не отступайте от единения Церкви Святой, Соборной и Апостольской, которая есть столп и утверждение православия и мати всем нам. Не обольщайтесь никакими кознями льщения и превратными толками лжеучителей,

 

— 555 —

вовсе не разумеющих ни яже глаголют, ни о них же утверждают, и которые сами жалким образом прельщаются, упорно и нераскаянно коснея в своих заблуждениях, а потому живо уловлени в сеть диавола. Совершенное их отпадение от первенствующей христианской церкви да научит нас паче и паче быть осторожными и мудрыми во благое и крепко держаться единой истинной лозы — Христа, да не отломимся от Него неверием или разделением, да исполнится в нас сие пламенное моление Ходатая нашего, Иисуса Христа: Отче Святый! соблюди их во истину, да и тии будут едино, яко же и мы. А между тем, сердечно соболезнуя о заблуждающих, не престанем молиться, да человеколюбец Господь приведет их от тьмы к свету, в спасительное познание истины и да обратит их к единой, святой, соборной и Апостольской церкви. Аминь».

По выходе из храма после литургии Его Преосвященство изволил осматривать Единоверческую церковь, в которой настоятельствует о. протоиерей В.Шутов и осчастливил своим посещением дом почтеннаго настоятеля сей церкви, пользующегося высоким уважением между единоверцами, не говоря уже о православных.

За обедом в доме соборнаго о. протоиерея Павла Петровича Анисимова, где присутствовали представители местной власти и интеллигенции, высказано было не мало предположений об

 

— 556 —

улучшении Сарапульского края в разных отношениях. Председатель Сарапульской Земской управы г. Имшенецкий выразил тогда между прочим надежды на устроение железной дороги от Сарапула до Екатеринбурга, при участии имевших прибыть в г. Сарапул Графа Соллогуба, полковника Богдановича и заводчика Кандолинцева. Мы могли бы теперь пройти молчанием эти послeдния ожидания, — мало ли самых по видимому блестящих проэктов разрушается в прах? еслиб на днях не прочитали в одной газете (Моск. Вeд. № 176) телеграмму из Екатеринбурга от 5 числа августа слeдующаго содержания: «мы осмотрели местность по прямому направлению от г. Сарапула до Екатеринбурга; возможность железной дороги на этой местности очевидна. Сочувствие общее. Заводы берутся ставить рельсы и машины; отвод земель несомненно безплатный. Силы и богатства этого края громадныя; застой и упадок происходят единственно от недостатка сообщений. Екатеринбургская железная дорога, пересекая Урал на две равныя половины, будет благодeтельна для края и выгодна, как предприятие. Заводчик Кандолинцев, Председатель Сарапульской Земской управы Имшенецкий, полковник Богданович и граф Соллогуб».

Желая успеха столь выгодному предприятию, которое может содействовать обогащению Вятскаго края, оживлению его промышленности, мы радуемся ему, как новооткрываемому средству

 

— 557 —

для проведения общечеловеческих и христианских понятий жизни между насельниками этой страны, очень нуждающимися в тех и других. На берегах реки Камы охотно селились в старые годы наши раскольники, в надежде не только найти здесь приволье жизни, но и укрыться от докучливых столкновений с правительственными лицами. Теперь же Кама не столько укрывает их, сколько открывает; сделавшись параходною, она стала безпокоить не только рыбу Камскую, но и ближайших ея соседей. Сущая беда для сих последних в том, что молодое поколение их охотно стремится к параходам, встречается здесь на каждом шагу с никонианцами и усвояет их понятия и обычаи. Пропаганда жизни становится сильнее пропаганды слова. Нам думается, что с открытием железной дороги до Екатеринбурга скорее разсeется восточная темень невежества и разных суеверий, довольно сгустившаяся в этих местах, главным образом от их непроходимости.

В самом городе Сарапуле возникли попытки устроить женский монастырь, на правах общины. Дело это несколько задерживается от того, что в среде заправителей его возникли разногласия. Весьма желательно видеть смирение и единодушие в этом благом предприятии, которое могло бы иметь доброе влияние в особенности на сельских женщин, нередко отличающихся в этом уезде раскольническим фанатизмом. Но

 

— 558 —

еще более было бы благодетельно для целей пропаганды устроить в обширном доме о. протоиерея Анисимова, передаваемом, как мы слышали, в собственность мeстнаго собора, особую библиотеку, в которой бы находились все книги, касающияся Русскаго раскола со стороны его истории и учения, и в которой могло бы происходить открытое состязание православных с раскольниками на подлинных документах. Мы не сомневаемся, что о. протоиерей Анисимов и по своему академическому образованию и по своей долговременной пастырской опытности мог бы взять на себя главное наблюдение за такою библиотекою и руководство за подобными состязаниями. Время и опыт, по словам предусмотрительнаго домохозяина, могут указать здесь место еще для более важнаго и более желательнаго учреждения, с высшим церковным полномочием, в видах не только пропаганды, но и с цeлию скорeйшаго удовлетворения нужд православных чад церкви, удаленных от епархиальнаго города почти на 600 верст. Нужно заметить, что нигде на всем пути так много не было подано Владыке разных прошений, как в Сарапуле; почти в каждом из них были употреблены подобныя выражения: «живя вдали от г. Вятки, я не мог до сих пор»... или: «за отдаленностию места моего жительства от г. Вятки, в течение многих лет не имел я возможности».

Около 4 часов вечера 20 числа были

 

— 559 —

осмотрены остальныя церкви г. Сарапула, именно: Тюремная, об иконостасе которой было довольно разговоров, — Покровская, где настоятельствует протоиерей Павел Беляев, смотритель духовнаго училища, и Троицкая. Во время переезда от одной церкви до другой мы имели возможность разсмотрeть почти все части города: очень приятное впечатление производит он своими зданиями и в особенности своим расположением при реке Каме. Вечером между разными суждениями об упорстве раскольников нам запомнилось следующее: раскольникам при раскладке податей в настоящее время убавлено по 2 копейки против православных на том основании, будто бы сумма, требуемая на содержание сторожей при церквах, служителей при монастырях и архиерейском доме должна падать только на православных, а не на раскольников; так как они — изволите видеть — не ходят в церкви православныя, не признают власти православнаго Архиерея (покупают себе попов австрийскаго священия?!). Замечательная уступка! сами раскольники выставляют ее, как некоторую привиллегию, данную им от правительства в унижение православных.

С 8 часов утра 21 дня мы были уже на пути от Сарапула к г. Елабуге. Для ускорения и большаго удобства пути летом обыкновенно отправляются на параходe по Каме; и мы могли бы таким образом значительно сократить свой путь, еслиб цeлию его было наслаждение

 

— 560 —

живописными берегами и видами селений, расположенных при Каме. В планы нашего путешествия входило действительное посещение церквей этих селений и разсмотрeние местных условий их церковно-нравственной жизни. При многосложности таковой задачи, не смотря на поспешную езду, не смотря на изумительную предупредительность полицейских властей, мы успели в этот день до наступления ночи проехать не более 85 верст до села Пьяноборска. На таком протяжении были осмотрены 6-ть церквей, именно: первая церковь в селе Мостовинском; здесь прихожане, бывшие удельные крестьяне, под влиянием ложных толков, распространявшихся и прежде при решении крестьянскаго вопроса, по наущению одной фанатической раскольницы, не соглашаются принять отмежеванный им надел земли. Для усмирения их назначена экзекуция. Вторая церковь в селе Арзамазцеве довольно благоприлична; так как она пользуется вспомоществованиями от мeстнаго землевладельца Чайковскаго, оказавшаго нам радушное гостеприимство. Здесь было подано прошение от крестьян об устроении для них новой церкви, с образованием новаго прихода из селений, далеко отстоящих от нынeшняго храма. Подобная же просьба подана и в следующем селе Каракулинском; жители хотят поближе иметь свою церковь и свой причт, не смотря на обширность существующей у них церкви, имеющей при себе три причта. В следующем селе

 

— 561 —

Новопоселянском мы встретились на своем пути в первый раз с Черемисами, принявшими христианскую веру; целыми семействами они вышли на улицу и вынесли хлеб-соль; тут же видны были у некоторых домов и те из Черемисян, которые еще не просвещены христианством. Всех Черемисян, живущих в уездах, Сарапульском, Елабужском, Малмыжском, Уржумском, и Яранском, считается 53.721. Об них мы надеемся поговорить в последствии, на основании собранных нами сведений, а также сообщенных священниками миссионерами: о. Александром Тихвинским, — о. Димитрием Двиняниновым и о. Ипполитом Семакиным. С последним мы имели возможность лично беседовать об этом предмете; так как он, по своему усердию, сопровождал Владыку почти по всему Елабужскому уезду. В Новопоселянском селе устрояется новая церковь на капитал почетнаго гражданина г. Елабуги Чернова. В дальнейшем селе, именуемом Чеганда, находится более тысячи жителей; обширная церковь поддерживается усердием состоятельных прихожан, занимающихся, кроме рыболовства и бурлачества по Каме, тканием кулей. О состоятельности прихожан и усердии их к храму Божию можно судить потому, что один из них на свой счет устрояет в местной церкви новый, довольно изящный иконостас. По выезде из Чеганды вскоре вступили в уезд Елабужский; ночлег

 

— 562 —

под 22 число был в селе Пьяноборске, состоящем в Елабужском уезде. Крутая гора под селом покрылась народом, желавшим поддерживать руками наш экипаж при спуске; кроме того для Владыки подан был особый, легкий тарантас. Между тем при наступившей темноте ночи открылась блистательная иллюминация: вверху от сверкающих огней молнии, а внизу под горою, от ярко освященной внутри и извне Церкви. Без преувеличения можно сказать, что прибытие сюда Владыки в такую пору было пасхальным праздником для прихожан. В этой великолепной церкви представились Архипастырю власти Елабужскаго уезда: гг. исправник, полковник Иосиф Иванович Шульц, — мировой посредник, — Благочинный священник Николай Клобуков и другие, выехавшие сопровождать Его Преосвященство на всем протяжении их уезда. Мы не можем здесь не повторить снова и уже окончательно благодарности «за ту заботливость и распорядительность местных начальств», о которой сам Архипастырь уже заявил торжественно во время Богослужения в Воткинском заводе. Дальнейший путь наш до самого конца был поприщем, где эта «распорядительность и заботливость» выказывались, если можно так выразиться, с душевным расположением, при оффиициальной точности. Г. исправнику Елабужскому за его удивительную исправность и скорость в распоряжениях, Его Преосвященство дал наименование:

 

— 563 —

«преисправнаго». Тоже самое наименование можно приложить, не для каламбура только, но по сущей справедливости, ко всем прочим исправникам, сопровождавшим нас по своим уездам и их помощникам; с глубокаго утра (иные вовсе неспавши, как напр. исправник глазовский) они являлись на дело и в течение всего дня до глубокой ночи хлопотали неустанно, находясь в полной парадной форме, в мундире, не смотря ни на пыль, ни на дождь. Такою исправностию, достойною полной благодарности, они умели выказать личныя свои чувства к особе Святителя и выполнить — смеем думать — желания высшей власти, управляющей всею губерниею.

В Пьяноборске священник своим усиленным безпокойством об угощении Владыки, «якобы для чести духовенства», вызвал энергическое Его внушение всем благочинным, чтоб они удерживали везде эту излишнюю и неуместную суетливость; вопрос этот раз навсегда таким образом разрешен для всего духовенства. Тоже самое нужно сказать о принятии свиты Архиерейской; своим воздержанием, скромностию и почтительностию она совершенно и — дай Бог — навсегда разсeяла старинныя нарекания. С чувством высокого уважения многие, а иные с удивлением, отзывались пред нами — словесно и письменно о безпримeрной скромности свиты, сопровождавшей ныне Владыку.

Наконец по связи речи и по долгу летописца

 

— 564 —

мы обязаны сообщить, что в нынешний объезд епархии уничтожен еще один неблаговидный, хотя очень давний и довольно распространенный в духовенстве обычай; в этом деле нужно благодарить более всего предусмотрительность Архипастыря, окружившаго себя известными Ему лицами.

Выезд из Пьяноборска 22 числа последовал весьма рано, кажется с первыми лучами дневнаго света; так как Владыка не мог уснуть на этом ночлеге. Путь наш пролегал чрез владения Башкиров, находящихся в Елабужском и частию в Сарапульском уездах в числе девяти тысяч мужескаго пола и примыкающих к главной своей группе в Уфимской и Оренбургской губерниях. Быстро, с неистовым гиканьем, промчали нас эти сыны дикаго племени, доселе еще не вышедшие из прежняго состояния, сперва по величественной роще с вековыми деревьями, а потом по роскошным лугам, заливаемым водою Камы, в весенний ея разлив, до перевоза чрез реку Иж. Во время перевоза живописно между горами выставлялось для взоров село Икское-устье, стоящее на возвышенном берегу Камы; но проезд к нему чрез горы был довольно утомителен и скучен. Близь самаго села староста церковный приветствовал Владыку поднесением хлеба-соли. В церкви все оказалось благоприличным. Приходское училище, здесь устроенное на капитал Елабужскаго купца

 

— 565 —

Евст. Ив. Емельянова, называется Николаевским; так как оно посвящено имени покойнаго Цесаревича Николая Александровича. В следующем селе Тихогорском, куда прибыли около 12 часов, Владыка отслужил молебен по случаю тезоименитства Ея Величества, благочестивeйшей Государыни Императрицы Марии Александровны. В реэстрe мeстнаго священника мы нашли те заметки, которыя подали повод к оффициальному замечанию касательно проповедничества, объявленному циркулярно в 17 № Епархиальных Вeдомостей.

Не понятным для нас остается это незнание отечественных, очень многочисленных пособий для церковнаго проповедничества сельским слушателям; еще менее понятно для нас это странное стремление иных проповедников вдаваться в дешевую эрудицию и в современную индустрию. От пастыря церкви ждут всегда глаголов живота вeчнаго, просят непреложных истин спасения. Наше личное убеждение в этом непрестанно утверждалось в нынешнюю нашу поездку, когда мы были свидетелями, как святыя истины Слова Божия, просто, без всяких прикрас возвeщаемыя нашим Архипастырем, живо воспринимались верующими душами. От Тихогорскаго села до Елабуги оставалось только 22 версты; по сему мы выехали отсюда не вдруг, по после нeкотораго отдыха. На полдороге была остановка близ одной деревянной церкви, где также

 

— 566 —

заявлено было желание об устроении особой церкви.

Прежде, чем прибудем в г. Елабугу, где так много предметов, требующих особеннаго внимания и тщательнаго разсказа, сообщим теперь краткое соображение наше по поводу заявлений об устроении новых церквей и новых причтов, — заявлений, которыя несколько раз повторились на пути от г. Сарапула, — были онe и прежде, именно: в Воткинском заводе, в Глазовском уeздe и даже в самом г. Глазове. Дело в том, что в Вятской епархии, сравнительно с многочисленностью жителей, чувствуется большой недостаток в церквах. Есть церкви обширныя и великолeпныя; но онe большею частию имеют при себе по 2-ва и по 3-ри причта, а прихожан по две, по три тысячи душ и более. Очевидно, для иных прихожан слишком далеко ходить в свою церковь, да и вообще затруднительно исполнять церковныя требы. На два миллиона православных жителей в Вятской епархии имеется всех храмов соборных, приходских и кладбищенских 565; монастырей 5; из них 5 мужеских и 2 женских.

Вот почему все заявления об умножении храмов необходимо удовлетворять с возможною скоростию. Мы уверены, что со стороны епархиальнаго начальства последуют самыя дeятельныя распоряжения по поводу полученных заявлений. Потребуются, конечно, при этом пожертвования вещественными выгодами, или удобствами жизни;

 

— 567 —

чтож делать? можно надеяться в благих делах на поддержку частных благотворителей и на вспомоществование от самаго Правительства.

Мы с глубоким уважением воспоминаем при сем имя упомянутаго уже выше, замечательнаго в Вятском крае благотворителя г. Чернова. Чувствуя настоятельную надобность в церквах между черемисскими селениями, принимавшими христианство, г. Чернов одновременно пожертвовал 50 тысяч на устройство для них церквей. Когда эта сумма была истрачена, он еще положил в Государственный банк 50 тысяч с тем, чтобы из ежегодных процентов с этого капитала, назначеннаго быть неприкосновенным, именно — из 2.245 рублей ежегодно, в течение 5 лет строилась одна церковь, — а чрез другие 5 лет — другая, а за тем — третья и так далее. Блистательнее этой благотворительности трудно что либо встретить; сколько здесь вознесется спасительных молитв «о создателе» храмов сих? Надеемся еще встретиться с этим редким благотворителем, спокойно доживающим последние дни своей жизни в г. Елабуге, в которую сейчас мы въезжаем. Вот уже показались Елабужския церкви; слышится общий звон всех колоколов. Около 3-х часов вечера Его Преосвященство вступил в Спасский собор г. Елабуги, вмещавший в себе почти всех городских жителей; тотчас под сводами сего светлаго и обширнаго собора, сиявшаго блеском зажженных

 

— 568 —

люстр и паникадил с безчисленными отражениями на позолоте — иконостаса и колонн, — раздался звучный голос соборнаго о. протоиерея Павла Петровича Бехтерева, привeтствовавшаго прибытие Архипастыря слeдующею речью: «Преосвященнeйший Владыко, милостивейший отец наш и Архипастырь!

Великий Архиерей, Господь наш Иисус Христос, устрояя на земле небесное царство Свое, непрестанно обтекал грады и веси, повсюду и в церкви и на сонмищах — поучал народы и исцелял всяк недуг и всяку язву в людeх. Так, напр. однажды взошел Он в Иерусалим, и там, — при овчей купели, яже глаголется еврейски Вифезда, пять притвор имущи, — найдя там множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды, исцелил, чрез проповедь покаяния и отпущение грехов, одного человека, тридцать восемь лет недугом одержимаго. Подобное тому совершается или может совершиться теперь и среди нас. Вот ты посланник Божий, носящий на себе образ Великаго Архиерея, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, обтекая грады и веси Богом вверенной Тебе паствы, тоже для утверждения и распространения в ней Царства Христова, взошел наконец и в наш град, который, как и всякий христианский град, можно назвать новым Иерусалимом. Вот и здесь есть Вифезда, т.е. дом Божией благодати, пять и даже более притворов

 

— 569 —

имеющий. Быть может и здесь найдешь Ты немало болящих, духовно слепых, хромых, сухих, чающих движению живой воды. Ибо, что есть человек, яко помниши его, или сын человеч, яко посещаеши его? Или яснее: аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит!

Но, милосердый Владыко! В тебе наше и очищение, и освящение, и утверждение. Слепым из нас Ты — око, глухим — ухо, хромым — нога, сухим — рука; ибо чрез Твои святительския руки изливается Божественная благодать, немощная врачующи и оскудeвающая восполняющи.

И так Ангел Вятской церкви! Входя в сию купель словесных овец своих, возмути, претвори и услади в ней горкия и тяжелоносныя воды: и солию слова своего — имаши бо, как муж словесен, глаголы живота вeчнаго, — и святительским тайнодействием своим, — Тебe бо дадеся сугубая благодать молитися за ны. А теперь, в сии торжественныя и радостныя для нас минуты пришествия Твоего, осени нас сим живоносным древом креста Христова, который спасаемым нам сила Божия есть, и низведи на нас святительское благословение Свое, дабы мы, получив вся силы, яже к животу и благочестию, сделались целы, здравы и на всякое благое и Богоугодное дело готовы, и, как дети Твои, могли с сердечною радостию взывать к Тебе: «благословен грядый во имя Господне!» —

 

— 570 —

Мы не в силах передать здесь восторг, произведенный столь торжественным приемом Архипастыря; это можно было только чувствовать и хранить в сердце, как лучшее ликование жизни, как заветную святыню.

В дальнейшем повествовании мы коснемся всех достопримечательностей г. Елабуги; тем более что нам доставил много материалов почтенный летописец Елабужский г. Шишкин.

А.И.


 

Публикации по теме:
И.В.Шишкин. История города Елабуги
Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина,
писанная им самим в 1867 году

В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин. 1792-1872
В.К.Магницкий. Иван Васильевич Шишкин, гражданин г.Елабуги


 

[1] 2



Наверх
blog comments powered by Disqus